25-летию Минтруда РС(Я)

Силы, знания, опыт, внимание и забота о людях нуждающихся в особой поддержке со стороны государства - в этом призвание тех, кто посвятил профессиональную деятельность сфере социальной защиты населения. 25 лет со дня создания министерства труда и социального развития республики - отрезок времени  по меркам даже человеческой жизни, небольшой, однако, именно за эти годы в республике сформирована целостная система государственной социальной поддержки. Поэтому не зря говорят, что из всех министерств именно министерство труда и социального развития ближе всех к населению. Это подтверждает и тот факт, что за различной помощью, в том числе и просто за моральной поддержкой, люди идут к работникам сферы социальной защиты.  Особенно для тех, кто живет в северных и отдаленных улусах республики, где экстремальные условия  диктуют свои законы, помощь со стороны государства - чуть не ли единственная реальная поддержка. Поэтому роль и значимость работы министерства неоценима.

Министерство труда и социального развития Республики (Саха) на протяжении всех лет своей деятельности постоянно совершенствует и ведет поиск наиболее эффективных методов работы, расширяет спектр оказываемой помощи, внедряет современные технологии, создает новые типы учреждений для слабозащищенной категории граждан.

А историю создания ныне действующего министерства с его основными функциями и полномочиями принято считать с 19 января 1992 года, когда был издан указ Президента РС (Я) об учреждении министерства социальной защиты, труда и занятости населения РС(Я) со статусом правопреемника упраздненных министерств: социального обеспечения и труда. Позднее, в феврале 2002 года, министерство переименовано в Министерство труда и социального развития РС (Я).  С 1992 года более 5 лет министерство возглавлял Александр Акимов. В эти годы были заложены основа обеспечения социальных гарантий населения республики. В улусах и городах создаются управления социальной защиты населения, которые и становятся "проводниками" социальной политики, реализуемой в республике. Многие научные методологические подходы к решению социальных проблем с учетом особенностей северного региона, разработанные в начале и середине 90-х годов, сыграли свою положительную роль в снижении негативных социальных последствий  тяжелейшего периода в годы спада экономики по всей России. В Якутске проводятся различные совещания и научные конференции как регионального, так и федерального масштаба, к примеру, в 1994 году – научно-практическая конференция «Социальная политика Республики Саха (Якутия)», 1995 году - региональная научно-практическая конференция "Опыт и проблемы перехода к рыночной экономике в условиях Севера России", 1999-м году - совместная коллегия Министерства труда и социального развития РФ и Правительства РС(Я). Опыт, наработанный в социальной сфере Якутии, становится примером для других субъектов России.

Реформировалась социально-трудовая система, вместе с тем, создавалась необходимая для этого правовая база. Основные направления социальной политики получили реальный механизм для реализации в виде собственных республиканских законодательных и других правовых актов. Часто принятие некоторых из них опережало принятие аналогичных документов на федеральном уровне. Здесь большую роль сыграло тесное взаимодействие министерства с Государственным Собранием РС(Я),  профсоюзными и общественными организациями. Любые нормативные акты, программы и проекты, прежде чем быть принятыми, обсуждаются и согласуются со всеми заинтересованными сторонами. Такой подход гарантирует принятие правильного и взвешенного решения.

В год образования министерства разрабатывается первая программа адресной социальной помощи малоимущим слоям населения, которая в последующем стала основой для разработки и реализации мер социальной поддержки населения.  Республика Саха одной из первых в РФ приступила к решению вопросов по преодолению бедности населения. По инициативе министерства разрабатывается и принимается Концепция повышения трудовой мотивации, занятости и снижения уровня бедности в РС(Я) на 2001-2010 годы. Ее реализация не позволила допустить резкого падения уровня жизни населения.

С 1992-1993 г.г. в республике, как и в других субъектах РФ, начала складываться система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений - система социального партнерства. На Министерство труда и социальной защиты была возложена функция проведения в жизнь принципов социального партнерства и организация работы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений – координирующего органа этой системы. С 1998 года министерством проводится работа по формированию трехсторонних комиссий в улусах и городах республики с целью принятия согласованных решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам на уровне отдельных территорий.

История министерства неразрывно связана с теми, кто стоял у истоков становления социальной защиты населения, кто укреплял ее позиции во главе с профессионалами и энтузиастами своего дела, такими как Александр Константинович Акимов, Юлия Анатольевна Песковская, Николай Николаевич Дегтерев.

Коллектив по праву гордится своими ветеранами и бывшими коллегами. Это - Владилен Владимирович Александров, Анна Семеновна Босикова, Матрена Тимофеевна Тимофеева, Анна Семеновна Семенова, Дарья Петровна Андреева, Мария Гаврильевна Прокопьева, Анна Алексеевна Голикова, Гаврил Гаврильевич Никифоров, Василий Александрович Горохов, Альбина Иннокентьевна Поисеева, Валентина Ивановна Кириллина, Наталья Ивановна Васильева, Антонина Кирилловна Дорофеева.

А самый главный показатель работы социальных работников - благополучие и удовлетворенность их подопечных. Лучшая и самая ценная награда - благодарность людей.