Информация по опеке и попечительству

Информация  по опеке и попечительству

 

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими  деятельность по опеке и попечительству являются:

  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительству»;
  • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  • Закон Республики Саха (Якутия) от 31.01.2008 552-З N 1119-III «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству»;
  • Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.05.2011 N 218 «Об утверждении Порядка расходования и учета субвенций, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству».

Основные понятия, используемые при реализации законов:

 

Опекаформа устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.

 Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

 Подопечный - гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

Недееспособный гражданин - гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей  29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

Не полностью дееспособный гражданин- несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21и 27Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Патронаж – форма попечительства.

Помощник– попечитель.

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия)  от 31.01.08 552-З №1119-III «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» органы местного самоуправления республики наделены отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству  в отношении:

несовершеннолетних лиц,

  лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными

 совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Государственными органами опеки и попечительства(Уполномоченными органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству являются в отношении:

несовершеннолетних -Министерство образования Республики Саха (Якутия);

лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, -Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности,- Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).   

 

Министерство труда и социального развития РС (Я) является государственным органом опеки и попечительства только в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

          

К полномочиям Государственных органов  опеки и попечительства  в отношении совершеннолетних дееспособных граждан относятся:

1) оказание методической помощи по вопросам опеки и попечительства;

2) издание в пределах своих полномочий приказов и распоряжений по вопросам опеки и попечительства, подготовка проектов нормативныхправовых актов Республики Саха (Якутия), регулирующих порядок осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории Республики Саха (Якутия);

3) контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области защиты прав и законных интересов подопечных;

4) осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти других субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями, учреждениями социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, другими органами и учреждениями по вопросам, связанным с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству;

5) осуществляют в пределах своих полномочий рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства;

6) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

Также, государственные органы опеки и попечительства вправе в установленном порядке поручить учреждениям социальной защиты населения выполнение отдельных работ в целях осуществления опеки и попечительства.

В связи с чем, Министерством издан приказ от 01.03.2012 года №149-ОД «Об осуществлении деятельности по опеке и попечительству», который обязывает Управления социальной защиты населения улусов и районов:

организовывать разъяснительную и методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам опеки и попечительства  совершеннолетних дееспособных граждан,

осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления указанных полномочий, а также за использованием органами местного самоуправления переданных им на эти цели финансовых средств;

оказывать органам местного самоуправления содействие в разрешении вопросов, связанных с осуществлением ими указанных полномочий.

Задачами учреждений являются:

1) оказание содействия в выявлении и устройстве совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

2) организация и обеспечение профессиональной помощи совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

           К  полномочиям учреждений относятся:

1) информирование государственные органы опеки и попечительства о совершеннолетних дееспособных гражданах, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

2) участие в осуществлении контроля за условиями жизни совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

3) выполнение иных функций в соответствии с уставом учреждения, соглашением о сотрудничестве, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

К отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления,в отношении дееспособных совершеннолетних граждан из 40 пунктов относятся 12 пунктов:

1) выявление граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства или патронажа, а также ведение учета граждан, в отношении которых установлены опека и попечительство;

2) установление опеки или попечительства, в том числе попечительства в форме патронажа, назначение помощника совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

3) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;

4) осуществление контроля за исполнением обязанностей доверительными управляющими по управлению имуществом подопечных, а также безвестно отсутствующих граждан;

5) осуществление надзора за деятельностью помощников совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

6) назначение:

доверительных управляющихимуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 37и 38Гражданского кодекса Российской Федерации, и заключение с такими управляющими договоров о доверительном управлении имуществом;

опекунов и попечителей;

7) выдача разрешений:

на расходование опекуном или попечителем доходовподопечного гражданина, в том числе доходов, причитающихся данному гражданину от управления его имуществом;

8) выдача в соответствии с законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

9) сообщение об опеке, попечительстве и управлении имуществом дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту нахождения органа, осуществляющего государственные полномочия согласно настоящему закону;

10) предъявление в суд исков в предусмотренных законодательством случаях, в том числе:

о признании недействительными сделок, совершенных подопечными или от имени подопечных, либо о применении последствий недействительности таких сделок;

11) рассмотрение обращений по вопросам опеки и попечительства;

12) принятие мер:

к расторжению незаконных сделокв установленном законом порядке в случае выявления фактов незаконного отчуждения жилых помещений, сохраненных за подопечными по месту жительства;

по защите жилищных прав подопечных.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, предоставляются местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.

Постановлением Правительства республики от 26 мая 2011 г. N 218 «Об утверждении порядка расходования и учета субвенций, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству»утвержден Порядокрасходования и учета субвенций, выделенных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на осуществление отдельных государственных полномочий по опеке и попечительству, согласно приложению к настоящему постановлению и определены   уполномоченные органы по финансированию (администрированию) субвенций на осуществление переданных государственных полномочий по опеке и попечительству передаются государственным органам опеки (МО, МЗ, МТ СР РС (Я),определен порядок расходования и учета субвенции, контроль за целевым использованием субвенции.

Субвенция выделяется на основании заявки за подписью главы МО главному распорядителю бюджетных средств  - Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия)  с указанием численности, ФИО, даты рождения, места проживания, группы инвалидности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в муниципальном образовании и которые  по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Объемы субвенций в разрезе муниципальных образований утверждаются отдельным приложением к Закону Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете на соответствующий финансовый год.

Объем субвенций определяется по формуле и нормативной штатной численности муниципальных служащих, осуществляющих отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении данной категории граждан.

Органы местного самоуправления осуществляют расходы в пределах средств выделенных субвенций на осуществление государственных полномочий по опеке и попечительству по следующим статьям расходов:

211 "Заработная плата", 213 "Начисления на выплаты по оплате труда", 212 "Прочие выплаты", 221 "Услуги связи", 222 "Транспортные расходы", 225 "Работы и услуги по содержанию имущества", 226 "Прочие работы и услуги", 290 "Прочие расходы", 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

За 2015 год по республике  в 7 муниципальных образованиях предоставляется государственная услуга по установлению попечительства совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (МО «Вилюйский улус», МО «Горный улус», МО «Жиганский улус», МО «Хангаласский  улус», МО «Мирнинский район», МО «Нерюнгринский район», ГО «город Якутск»).

Согласно письму Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2014 года № 03-1-33-16 о согласовании перечислений межбюджетных трансфертов с IIIквартала 2014 годаперечисление субвенций из государственного бюджета РС (Я)  местным бюджетам, будут учитывать фактическую потребность муниципальных образований. При этом на дату перечисления межбюджетных трансфертов муниципальное образование должно располагать документами, подтверждающими возникновение денежных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, муниципальные образования Республики Саха (Якутия) могут подать заявку на получение субвенции для организации работы по опеке и попечительству совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).