История министерства

 

Формирование системы социального обеспечения в Якутии

 

В ноябре - декабре 1917г. был издан ряд важнейших декретов Сонета народных Комиссаров, которые положили начало всеобъемлющей системе государственного социального обеспечения нос постреволюционной России. Руководство этой отраслью государственного управления было возложено на образованный в ноябре 1917 г. Наркомат государственного призрения во главе с первым наркомом А.М.Коллонтай. На наркомат были возложены забота об инвалидах войны и их семьях, стариках, пенсионерах, охрана материнства и младенчества. С марта 1917 г. наркомат принял в свое ведение решение всех вопросов о пенсиях и пособиях. Все пенсионные капиталы были объединены и при Народном банке был учрежден учетно-ссудный Комитет социального обеспечения.
В связи с расширением функций 15 апреле 1918 г. наркомат призрения был переименован в наркомат социального обеспечении РСФСР. Нарком-собес РСФСР ведал социальным обеспечением, разработкой декретов и законов, финансировал и контролировал деятельность местных органов. Органы соцобеспечения взяли на себя заботу об инвалидных домах и домах для престарелых, их обслуживание, организацию детских учреждений и сети домов матери и ребенка. Наркомат обеспечивал пенсиями и пособиями семьи военнослужащих. Именно в этот период начинают развиваться социальная помощь и система различных льгот в области коммунальных услуг, передвижения на транспорте и т.д.
Значительную роль в развитии социального обеспечения сыграло принятие в октябре 1918 г. "Положения о социальном обеспечении трудящихся". Оно законодательно закрепило обеспечение населения за счет государства и через органы государственной власти. Обеспечению подлежали все без исключения граждане, источником существования которых являлся собственный труд.
С окончанием гражданской войны в России вместо единого государственного обеспечения сложились три формы социального страхования: социальное страхование рабочих, государственное обеспечение инвалидов, семей военнослужащих и обеспечение крестьян в порядке взаимопомощи.
В Якутии становление органов социального обеспечения началось с 1920 года. В мае 1920 г. в составе Якутского губревкома был образован Губернский отдел труда и социального обеспечения в составе подотделов тру¬да и социального обеспечения. Приказами председателя Якутгубревкома М.К.Аммосова заведующим отдела был назначен Н.А.Слепцов, заведующей подотдела социального обеспече¬ния Д.С.Жиркова. Была создана Кол¬легия отдела труда и социального обеспечения, в состав которой входили: Н.А.Слепцов, А.И. Олехнович, О.И.Липп, И.М.Струченко и С.С. Габышев. Губтрудсобес приступил к учету лиц, имеющих право на пенсию и пособия. Примерно с этого времени началась выплата пенсий и пособий.
Впоследствии данный отдел губревкома был разделен на две самостоя¬тельные структурные единицы: губернскую комиссию труда и отдел социального обеспечения. В 1921 г. был образован самостоятельный Губотдел по социальному обеспечению. Сначала он находился  введении Губпрофсовета, а с марта 1922 г. стал самостоятельным отделом Губревкома. Заведующими губсобеса в разное время работали А.И.Олехнович, И.Н. Прядезников, К.А. Сокольников, Д.Н.Аржаков.
В 1922 г. с образованием ЯАССР но постановлению ВЦИК, в автономной республике был образован объединенный Наркомат просвещения, здравоохранения и соцобеспечения. Однако и после законодательного установле¬ия структуры государственного аппарата республики организационные формы управления трудом и социальным обеспечением оставались сложными и нечеткими. Фактически до конца 1923 года существовал самостоятельный наркомат просвещения. Отступлением от установок постановл¬ния ВЦИК было создание НКВД ЯАССР как органа "высшего административного управления" в составе многих управлений и отделов, ведающих всеми сферами жизни республики, в том числе трудом и социальным обеспечением. Так, в составе статистического управления НКВД была организована секция труда и социального обеспечения. Однако в таком составе наркомат существовал непродолжительное время - 22 июня 1922 г. НКВД ЯАССР подвергся реорганизации согласно постановления ВЦИК.
Организационное оформление совместного наркомата просвещения, здравоохранения и социального обеспечения произошло 29 октября 1923 г., из ведения НКВД было изъято управление здравоохранением и социаль¬ным обеспечением. Соответствующие подразделения НКВД и Наркомата просвещения слились в один объединенный Наркомат просвещения, здра¬воохранения и социального обеспечения (Наркомпросздравсобес).
Декретом Совета Народных Комиссаров с 15 ноября 1921 г. была введена система социального страхования рабочих и служащих. Причем государственное пенсионное обеспечение рабочих и служащих стало осуществляться по системе социального страхования, а военнослужащих и других категорий трудящихся - по системе социального обеспечения.
Количество якутян пользовавшихся пенсиями и пособиями, в 1921-1927 гг. колебалось от 1000 до 1600.
Конституция Якутской АССР, введенная 23 марта 1925 г., законодательно закрепила образование Наркомата просвещения и здравоохранения со структурными отделами просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.
Конституция ЯАССР, принятая в сентябре 1926 г. внесла очередное изменение: совмещенный наркомат просвещения и здравоохранения был упразднен, а вместо него создали три отдельных автономных наркомата - про¬свещения, здравоохранения и наркомат социального обеспечения.
Однако на деле ограничились организацией отдела социального обеспечения при наркомате здравоохранения. И только 25 октября 1930 г. постановлением Президиума ЯЦИК данный отдел был реорганизован в самостоятельный наркомат социального обеспечения ЯАССР. Первым народным комиссаром социального обеспечения был назначен Н.Е.Сосин. На этом посту он находился до 1938 г.
В связи с реорганизацией наркоматов в министерства по указу Президиума Верховного Совета ЯАССР от 26 марта 1946 г. наркомат социального обеспечения был переименован в Ми¬нистерство социального обеспечения ЯАССР. В августе 1947 г. было принято положение об этом министерстве.
Начиная с 1947 г. в стране вводится повышенное пенсионное обеспечение для рабочих промышленности и работников транспорта, в целях стимулирования скорейшего восстановления экономики в послевоенные годы. Для работников данных отраслей были установлены различные льготы и преимущества в области пенсионного обеспечения.
В Якутии в этот период интенсивно развивались золотодобывающая и угольная промышленности, на работников которых распространялись установленные льготы и преимущества по пенсионному обеспечению.
В составе Министерства соцобеспечения ЯАССР в 1947 г. в соответствии с основными направлениями его работы функционировали отделы пенсионного обеспечения, трудоустройства, учреждений социального обеспечения, касс взаимопомощи колхозников, планово-финансовый.
В дальнейшем, на основе достигнутого уровня развития экономики продолжалось совершенствование пенсионного обеспечения. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принял Закон "О государственных пенсиях». Реализация этого закона Министерством соцобеспечения ЯАССР позволила упорядочить пенсионное обеспечение в республике, резко увеличить уровень пенсионных выплат, расширить категории населения, пользующихся правом на получение пенсии.
Следующим шагом в деле совершенствования пенсионного обеспечения граждан было принятие 15 июля 1964 г. ВС СССР закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», установившего единую систему пенсий колхозникам и пособий колхозницам. Данная акция приблизила пенсионное обеспечение колхозников к уровню рабочих и служащих. Новый закон не только расширил круг граждан, пользующихся правом на получение пенсии, но и гарантировал пенсионное обеспечение сельского населения республики в целом.
Особо важное значение для Якутии имел выход в свет Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сен¬тября 1967 г. ''О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". С реализацией этого указа, непосредственно затрагивающего жизненные интересы населения республики, сокращался пенсионный возраст северян при общем требуемом для выхода на пенсию трудовом стаже. Основную работу по претворению в жизнь всех этих изменений в пенсионном законодательстве проводили органы социального обеспечения республики.
Постановлением СМ ЯАССР от 5 мая 1975 г. в г.Якутске был образован Центр по начислению и выплате пенсий и пособий при Министерстве социального обеспечения ЯАССР. С этого времени в республике началась работа по переходу к централизованному начислению и выплате пенсий и пособий райгорсобесами.
В 1978 году в республике различными видами пенсий и пособий пользовались около 99 тыс. человек, в том числе около 50 тыс. пенсиями по возрасту, до 11 тыс. инвалидов труда, более 2 тысяч инвалидов войны и семей погибших военнослужащих, свыше 15 тыс. по случаю потери кормильца, около 12 тыс. многодетных, одиноких матерей и малообеспеченных семей и т.д.
В 1978 г. в систему министерства соцобеспечения входили Центр но начислению и выплате пенсий и пособий, республиканская врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК), специально-профилированная ВТЭК, межрайонная ВТЭК, детский, дом-интернат, три психоневрологических дома-интерната, два дома-интерната для престарелых и инвалидов, профтехучилище-интернат, протезное предприятие и республиканские правления обществ слепых и глухонемых. Местная сеть органов соцобеспечения в это время состояла из 31 райсобеса и 7-ми горсобесов.
В 70-е и 80-е годы продолжалось улучшение пенсионного и социально-бытового обеспечения населения с последовательным совершенствованием пенсионного и трудового законодательства. Значительно расширились масштабы социального обеспечения. Осуществлялись крупные мероприятия по сближению уровней соцобеспечения колхозников и работников государственного сектора, охране материнства и детства. За этот период был издан целый комплекс законодательных актов по повышению размера пенсий, назначению и увеличению различных пособий, а также установлено ряд льгот для отдельных категорий населения - рабочих и служащих, колхозников, инвалидов всех групп, семей, потерявших кормильца, семей военнослужащих, погибших на фронте, участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, престарелых граждан из числа народностей Севера, многодетных и одиноких матерей, работающих женщин и др.
На 1 января 1983 г. число пенсионеров и лиц, получающих пособия в ЯАССР составляло около 116 тыс. человек, в том числе государственные пенсии и пособия получили свыше 93 тысяч человек, около 6 тысяч колхозников, до 15 тысяч многодетных и одиноких матерей.
Длительное время работали народными комиссарами, министрами социального обеспечения республики Г.С.Фомин (1938-1947 гг.), М.Д.Нартахова (1947-1954 гг.), избранная в 1954 г. председателем Верховного Совета ЯАССР. На этой должности в разные годы трудились М.В.Бельчусова (1954-1967 гг.), В.И.Кононов (1967-1978 гг.), В.П.Решетников (1978-1985 гг.), Д.П.Жиркова (1985-1990 гг.), Л.Н.Григорьева (1990-1992 гг.), А.К.Акимов (1992-1997 гг.).
Заместителями министра социального обеспечения работали А.Е.Кралин (1937-1939 гг.), И.Д.Федоров (1939-1941 гг.), В.В.Слепцова (1941-1951 гг.), А.И.Сосин (1951-1961 гг.), Т.И.Бушков (1961-1966 гг.), В.В.Винокуров (1968-1977 гг.), Н.Н.Корякин (1970-1978 гг.).
В аппарате Наркомсобеса, Министерства социального обеспечения ЯАССР добросовестно, со знанием дела работали А.В.Потапова, Ф.А.Петров, М.М.Колодезников, Н.М.Катаев, Г.П.Будищев, И.Д.Тирский, А.А.Ильина, Н.Н. Афонин, С.Я. Эртюков, Е.Д.Елисеев, А.П.Прокопьсва и др. Непродолжительное время в аппарате Наркомсобеса ЯАССР трудились Я.В.Кочнева, В.И.Аржакова, М.Г.Габышева- Потапова.
В связи с принятием Верховным Советом ЯАССР 27 сентября 1990 г. "Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики" и преобразованием ЯАССР в Якутскую-Саха ССР Министерство социального обеспечения ЯАССР было переименовано в Министерство социального обеспечения Якутской-Саха ССР.
26 февраля 1991 г. Верховный Совет Якутской-Саха ССР принял Закон "О государственном статусе Якутской-Саха Советской Социалистической Республики", которым были внесены важные изменения во взаимоотношения республики с федеральными и союзными органами. Согласно принятому закону Верховный Совет и Совет Министров Я-С ССР получили право приостанавливать и опротестовывать действие на своей территории нормативных актов министерств, госкомитетов и ведомств РСФСР и СССР. Социальная защита и руководство социальным обеспечением были отнесены к исключительному ведению Якутской-Саха ССР.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 19 ян¬варя 1992 г. "О реорганизации центральных органов государственного управления Республики Саха (Якутия)" было упразднено Министерство социального обеспечения Якутской-Саха ССР. Этим же указом учреждено Министерство социальной защиты, труда и занятости населения РС(Я) со статусом правопреемника упраздненных министерства социального обеспечения и министерства труда. Министром был назначен А.К.Акимов, проработавший в этой должности до середины 1997 г.
В сложный период перехода к рыночным отношениям деятельность Министерства приобрела особенную важность в обеспечении социальной защиты населения и сыграла огромную роль в становлении принципиально новой научно-обоснованной государственной социальной политики в изменившихся экономических условиях.
Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10 марта 1998 г. Министерство социальной зашиты, труда и занятости населения было преобразовано в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Саха (Якутия). В феврале 2002 г. Министерство переименовано в Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).
Министром труда и социального развития Республики Саха (Якутия) с 1998 г. и по февраль 2007 года работала Юлия Анатольевна Песковская, первым заместителем министра – Иннокентий Константинович Чахов, заместителями министра – Валентина Васильевна Синцова, Николай Петрович Сидоров. С марта 2007 г. министром назначен Николай Николаевич Дегтярев, первым заместителем – Александр Николаевич Дружинин, заместители – Синцова Валентина Васильевна, Чахов Иннокентий Константинович.
На должности первого заместителя министра в разные годы трудились Юрий Александрович Готовцев (1992-1996 гг.), Александр Васильевич Власов (1993-1994 гг.), Харлампий Назарович Дьяконов (1992-1997 гг-заместитель министра, с 1998 по 2000 гг. - первый заместитель министра), Николай Петрович Сидоров (2000-2002 гг.).
Заместителями министра труда и социальной защиты населения РС(Я) работали Светлана Ефимовна Николаева (1992-1993 гг.), Геннадий Владимирович Толстых (1994-1997 гг.), Гаврил Гаврильевич Никифоров (1998-2001 гг.), Аркадий Васильевич Данилов (2001-2002 гг.), Сергей Аркадьевич Пшенников (2000-2002 гг.), Анатолий Николаевич Назаров (2002-2004 гг.).
Министерство труда и социального развития Республики (Саха) на протяжении всех лет своей деятельности постоянно совершенствует и ведет поиск наиболее эффективных методов работы, расширяет спектр оказываемой помощи, внедряет современные технологии, создает новые типы учреждений для слабозащищенной категории граждан.
За последние 15 лет в республике сформирована целостная система государственной социальной поддержки. Ежегодно в республике социальную поддержку в виде различной помощи получают более 300 тысяч человек. Из них 47,7 тысяч инвалидов, около 170 тысяч детей и 6,7 тысяч детей-инвалидов, а также 2,5 тысячи семей, нуждающихся в особой заботе государства. Поэтому не зря говорят, что из всех министерств именно Министерство труда и социального развития ближе всех к населению. Это подтверждает и тот факт, что за различной помощью, в том числе и просто за моральной поддержкой, люди идут к работникам сферы социальной защиты. Особенно для тех, кто живет в северных и отдаленных улусах республики, где экстремальные условия диктуют свои законы, помощь со стороны государства - чуть не ли единственная реальная поддержка. Поэтому роль и значимость работы министерства неоценима.
Реформировалась социально-трудовая система, вместе с тем, создавалась необходимая для этого правовая база. Часто принятие некоторых из них опережало принятие аналогичных документов на федеральном уровне.
В 2004 году в связи с принятием «суперзакона» к полномочиям органов госвласти субъекта РФ отнесены и вопросы в области социального обслуживания населения. В этот же год в ведение Министерства труда и социального развития передано 101 муниципальное учреждение социального обслуживания. Сегодня эта сеть объединяет 123 государственных учреждения социального обслуживания.
Монетизация льгот добавила забот работникам социальной сферы. Многочисленные консультации и переговоры с федеральными ведомствами, разъяснительная работа среди населения позволили сгладить вновь возникшую социальную напряженность, удалось избежать массовых волнений населения. Разработаны и приняты свои республиканские законы, по которым часть льгот переведена в форму ежемесячных денежных выплат. Благодаря взвешенному подходу в республике внедрение данного федерального закона прошло без больших проблем. В связи с переходом на полную монетизацию разработаны и проходят согласование законопроекты о внесении изменений и дополнений в части разработки мер социальной поддержки семьям с детьми.
Активная и принципиальная позиция республики способствовала принятию федерального закона 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". А чтобы защитить граждан сельской местности, в рамках реализации Президентской программы социально-экономического развития села утверждена подпрограмма негосударственного пенсионного страхования сельских товаропроизводителей.
Создана единая база данных получателей социальных гарантий и льгот, таких насчитывается более 137 тысяч. Для обеспечения адресности в республике внедрен автоматизированный программный комплекс "Адресная социальная помощь".
С августа 2004 года Министерству переданы отдельные полномочия по реализации в республике федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". За небольшой отрезок времени проведена сложная и объемная работа в этом направлении.
Наряду с каждодневной работой, выполнением постоянных обязанностей, социальным работникам иногда приходится сталкиваться и с ситуациями, когда нужно проявлять стойкость характера, быстроту реакции и особое сострадание к тем, кто попал в беду. Так было в 1998 и 2001 годах, когда наводнение охватило многочисленные населенные пункты республики. Именно органы социальной защиты взяли на себя основную работу по организации приема, распределения поступающей в республику гуманитарной помощи для пострадавшего населения. Работа органов социальной защиты населения по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от паводка, была по достоинству оценена международной организацией Красного Креста, а самое главное - населением республики. Вот и в этом году наводнение не обошло стороной 12 улусов республики.
Социальные работники - это особые люди, умеющие в трудную минуту забывать о своих проблемах, быть самоотверженными и бесконечно терпеливыми. Свои профессиональные качества они получают, в первую очередь, в живом общении с людьми, накапливая ничем незаменимый опыт умения ладить, утешать и давать надежду на лучшее.
Ежегодно, начиная с 2000 года, в республике отмечается День социального работника. А традиция проведения республиканского конкурса среди улусных социальных служб появилась еще раньше - в 1999 году. Тогда лучшим управлением социальной защиты было названо управление Горного улуса (начальник Ольга Испандярова). В разные годы победителями этого конкурса становились: Управление Усть-Алданского улуса дважды (начальник Анна Бурнашова), Управление Кобяйского улуса также дважды (начальник Наталья Доманова), а также Управления Среднеколымского, Жиганского, Кобяйского и Нерюнгринского районов.
В условиях обострения большинства проблем нелегкая работа социального работника становится все более востребованной. Задачи, стоящие перед социальной системой, требуют высокопрофессионального подхода к работе. Поэтому получение дополнительных знаний, самообразование работника становятся велением времени и частью профессионального долга.
Конкурс "Лучший социальный работник", который также начал проводиться с 2002 года, призван повысить уровень мастерства и поднять престиж профессии социального работника. С каждым годом он становится все популярнее среди самих социальных работников, кроме знаний теории и практики социального обслуживания, они делятся опытом работы, новаторскими идеями, передовыми методами и творческими замыслами. В 2006 году победителем третьего республиканского конкурса стала социальный работник Центра социально-бытового обслуживания города Якутска Анисья Орлова.
Коллектив по праву гордится своими ветеранами и бывшими коллегами. Это - Владилен Владимирович Александров, Анна Семеновна Босикова, Матрена Тимофеевна Тимофеева, Анна Семеновна Семенова, Дарья Петровна Андреева, Мария Гаврильевна Прокопьева, Анна Алексеевна Голикова, Гаврил Гаврильевич Никифоров, Василий Александрович Горохов, Альбина Иннокентьевна Поисеева, Валентина Ивановна Кириллина, Наталья Ивановна Васильева, Антонина Кирилловна Дорофеева.
Многие, стоявшие у истоков образования отрасли трудятся и поныне, отдавая свои знания и опыт, делясь душевной теплотой с ветеранами, инвалидами, детьми с ограниченными возможностями, да и просто со всеми, кто попал в трудную жизненную ситуацию: Елена Александровна Свинцова, Ульяна Павловна Бурцева, Галина Николаевна Лебедева, Роза Дмитриевна Иринеева, Валентина Анисимовна Прокопьева, Вера Прокопьевна Данилова, Дарья Иннокентьевна Таряшинова, Анна Петровна Сивцева и другие. Это - начальники управлений: Людмила Викторовна Алхименкова, Анна Витальевна Мамонтова, Елена Афанасьевна Ильяхова, Наталья Геннадьевна Доманова, Гавриил Дмитриевич Елисеев, Надежда Георгиевна Охлопкова и другие. Директора домов-интернатов: Петр Михайлович Ван-Тин, Светлана Николаевна Тимиршина, Валентин Семенович Федоров, директора реабилитационных центров: Юрий Павлович Степанов, Зинаида Семеновна Максимова, Виктор Павлович Черноусов.
Впереди много задач, планов и нерешенных проблем, над которыми предстоит много работать. Это, прежде всего, совершенствование действующего законодательства в области мер социальной поддержки населения, реформирование предоставления льгот на жилищно-коммунальные услуги, подготовка и проведение 65-летия Великой Победы, работа с федеральным центром по вопросам пенсионного обеспечения, преодоление бедности в республике и дальнейшее регулирование заработной платы, улучшение материально-технического обеспечения подведомственных учреждений. Сплоченный и профессиональный коллектив тружеников, встречая 15-летний юбилей Министерства, с оптимизмом и уверенностью смотрит в будущее. Не расслабляться и быть всегда в тонусе работников социальной сферы обязывают тысячи якутян, ежедневно нуждающиеся в помощи и заботе.
А самый главный показатель работы социальных работников - благополучие и удовлетворенность их подопечных. Лучшая и самая ценная награда - благодарность людей.