Развитие государственных органов социального обеспечения в Якутии (советский период)

Формирование системы социального обеспечения в Якутии (с 1917 по 1991 год)

В ноябре - декабре 1917г. был издан ряд важнейших декретов Совета народных Комиссаров, которые положили начало всеобъемлющей системе государственного социального обеспечения нос постреволюционной России. Руководство этой отраслью государственного управления было возложено на образованный в ноябре 1917 г. Наркомат государственного призрения во главе с первым наркомом А.М.Коллонтай. На наркомат были возложены забота об инвалидах войны и их семьях, стариках, пенсионерах, охрана материнства и младенчества. С марта 1917 г. наркомат принял в свое ведение решение всех вопросов о пенсиях и пособиях. Все пенсионные капиталы были объединены и при Народном банке был учрежден учетно-ссудный Комитет социального обеспечения.

В связи с расширением функций 15 апреле 1918 г. наркомат призрения был переименован в наркомат социального обеспечении РСФСР. Нарком-собес РСФСР ведал социальным обеспечением, разработкой декретов и законов, финансировал и контролировал деятельность местных органов. Органы соцобеспечения взяли на себя заботу об инвалидных домах и домах для престарелых, их обслуживание, организацию детских учреждений и сети домов матери и ребенка. Наркомат обеспечивал пенсиями и пособиями семьи военнослужащих. Именно в этот период начинают развиваться социальная помощь и система различных льгот в области коммунальных услуг, передвижения на транспорте и т.д.

Значительную роль в развитии социального обеспечения сыграло принятие в октябре 1918 г. "Положения о социальном обеспечении трудящихся". Оно законодательно закрепило обеспечение населения за счет государства и через органы государственной власти. Обеспечению подлежали все без исключения граждане, источником существования которых являлся собственный труд.

С окончанием гражданской войны в России вместо единого государственного обеспечения сложились три формы социального страхования: социальное страхование рабочих, государственное обеспечение инвалидов, семей военнослужащих и обеспечение крестьян в порядке взаимопомощи.

В Якутии становление органов социального обеспечения началось с 1920 года. В мае 1920 г. в составе Якутского губревкома был образован Губернский отдел труда и социального обеспечения в составе подотделов труда и социального обеспечения. Приказами председателя Якутгубревкома М.К.Аммосова заведующим отдела был назначен Н.А.Слепцов, заведующей подотдела социального обеспечения Д.С.Жиркова. Была создана Коллегия отдела труда и социального обеспечения, в состав которой входили: Н.А.Слепцов, А.И. Олехнович, О.И.Липп, И.М.Струченко и С.С. Габышев. Губтрудсобес приступил к учету лиц, имеющих право на пенсию и пособия. Примерно с этого времени началась выплата пенсий и пособий.

Впоследствии данный отдел губревкома был разделен на две самостоятельные структурные единицы: губернскую комиссию труда и отдел социального обеспечения. В 1921 г. был образован самостоятельный Губотдел по социальному обеспечению. Сначала он находился  введении Губпрофсовета, а с марта 1922 г. стал самостоятельным отделом Губревкома. Заведующими губсобеса в разное время работали А.И.Олехнович, И.Н. Прядезников, К.А. Сокольников, Д.Н.Аржаков.

В 1922 г. с образованием ЯАССР но постановлению ВЦИК, в автономной республике был образован объединенный Наркомат просвещения, здравоохранения и соцобеспечения. Однако и после законодательного установления структуры государственного аппарата республики организационные формы управления трудом и социальным обеспечением оставались сложными и нечеткими. Фактически до конца 1923 года существовал самостоятельный наркомат просвещения. Отступлением от установок постановления ВЦИК было создание НКВД ЯАССР как органа "высшего административного управления" в составе многих управлений и отделов, ведающих всеми сферами жизни республики, в том числе трудом и социальным обеспечением. Так, в составе статистического управления НКВД была организована секция труда и социального обеспечения. Однако в таком составе наркомат существовал непродолжительное время - 22 июня 1922 г. НКВД ЯАССР подвергся реорганизации согласно постановления ВЦИК.

Организационное оформление совместного наркомата просвещения, здравоохранения и социального обеспечения произошло 29 октября 1923 г., из ведения НКВД было изъято управление здравоохранением и социальным обеспечением. Соответствующие подразделения НКВД и Наркомата просвещения слились в один объединенный Наркомат просвещения, здравоохранения и социального обеспечения (Наркомпросздравсобес).

Декретом Совета Народных Комиссаров с 15 ноября 1921 г. была введена система социального страхования рабочих и служащих. Причем государственное пенсионное обеспечение рабочих и служащих стало осуществляться по системе социального страхования, а военнослужащих и других категорий трудящихся - по системе социального обеспечения.

Количество якутян пользовавшихся пенсиями и пособиями, в 1921-1927 гг. колебалось от 1000 до 1600.

Конституция Якутской АССР, введенная 23 марта 1925 г., законодательно закрепила образование Наркомата просвещения и здравоохранения со структурными отделами просвещения, здравоохранения и социального обеспечения.

Конституция ЯАССР, принятая в сентябре 1926 г. внесла очередное изменение: совмещенный наркомат просвещения и здравоохранения был упразднен, а вместо него создали три отдельных автономных наркомата - просвещения, здравоохранения и наркомат социального обеспечения.

Однако на деле ограничились организацией отдела социального обеспечения при наркомате здравоохранения. И только 25 октября 1930 г. постановлением Президиума ЯЦИК данный отдел был реорганизован в самостоятельный наркомат социального обеспечения ЯАССР. Первым народным комиссаром социального обеспечения был назначен Н.Е.Сосин. На этом посту он находился до 1938 г.

В связи с реорганизацией наркоматов в министерства по указу Президиума Верховного Совета ЯАССР от 26 марта 1946 г. наркомат социального обеспечения был переименован в Министерство социального обеспечения ЯАССР. В августе 1947 г. было принято положение об этом министерстве.

Начиная с 1947 г. в стране вводится повышенное пенсионное обеспечение для рабочих промышленности и работников транспорта, в целях стимулирования скорейшего восстановления экономики в послевоенные годы. Для работников данных отраслей были установлены различные льготы и преимущества в области пенсионного обеспечения.

В Якутии в этот период интенсивно развивались золотодобывающая и угольная промышленности, на работников которых распространялись установленные льготы и преимущества по пенсионному обеспечению.

В составе Министерства соцобеспечения ЯАССР в 1947 г. в соответствии с основными направлениями его работы функционировали отделы пенсионного обеспечения, трудоустройства, учреждений социального обеспечения, касс взаимопомощи колхозников, планово-финансовый.

В дальнейшем, на основе достигнутого уровня развития экономики продолжалось совершенствование пенсионного обеспечения. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принял Закон "О государственных пенсиях». Реализация этого закона Министерством соцобеспечения ЯАССР позволила упорядочить пенсионное обеспечение в республике, резко увеличить уровень пенсионных выплат, расширить категории населения, пользующихся правом на получение пенсии.

Следующим шагом в деле совершенствования пенсионного обеспечения граждан было принятие 15 июля 1964 г. ВС СССР закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», установившего единую систему пенсий колхозникам и пособий колхозницам. Данная акция приблизила пенсионное обеспечение колхозников к уровню рабочих и служащих. Новый закон не только расширил круг граждан, пользующихся правом на получение пенсии, но и гарантировал пенсионное обеспечение сельского населения республики в целом.

Особо важное значение для Якутии имел выход в свет Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. ''О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера". С реализацией этого указа, непосредственно затрагивающего жизненные интересы населения республики, сокращался пенсионный возраст северян при общем требуемом для выхода на пенсию трудовом стаже. Основную работу по претворению в жизнь всех этих изменений в пенсионном законодательстве проводили органы социального обеспечения республики.

Постановлением СМ ЯАССР от 5 мая 1975 г. в г.Якутске был образован Центр по начислению и выплате пенсий и пособий при Министерстве социального обеспечения ЯАССР. С этого времени в республике началась работа по переходу к централизованному начислению и выплате пенсий и пособий райгорсобесами.

В 1978 году в республике различными видами пенсий и пособий пользовались около 99 тыс. человек, в том числе около 50 тыс. пенсиями по возрасту, до 11 тыс. инвалидов труда, более 2 тысяч инвалидов войны и семей погибших военнослужащих, свыше 15 тыс. по случаю потери кормильца, около 12 тыс. многодетных, одиноких матерей и малообеспеченных семей и т.д.

В 1978 г. в систему министерства соцобеспечения входили Центр но начислению и выплате пенсий и пособий, республиканская врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК), специально-профилированная ВТЭК, межрайонная ВТЭК, детский, дом-интернат, три психоневрологических дома-интерната, два дома-интерната для престарелых и инвалидов, профтехучилище-интернат, протезное предприятие и республиканские правления обществ слепых и глухонемых. Местная сеть органов соцобеспечения в это время состояла из 31 райсобеса и 7-ми горсобесов.

В 70-е и 80-е годы продолжалось улучшение пенсионного и социально-бытового обеспечения населения с последовательным совершенствованием пенсионного и трудового законодательства. Значительно расширились масштабы социального обеспечения. Осуществлялись крупные мероприятия по сближению уровней соцобеспечения колхозников и работников государственного сектора, охране материнства и детства. За этот период был издан целый комплекс законодательных актов по повышению размера пенсий, назначению и увеличению различных пособий, а также установлено ряд льгот для отдельных категорий населения - рабочих и служащих, колхозников, инвалидов всех групп, семей, потерявших кормильца, семей военнослужащих, погибших на фронте, участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, престарелых граждан из числа народностей Севера, многодетных и одиноких матерей, работающих женщин и др.

На 1 января 1983 г. число пенсионеров и лиц, получающих пособия в ЯАССР составляло около 116 тыс. человек, в том числе государственные пенсии и пособия получили свыше 93 тысяч человек, около 6 тысяч колхозников, до 15 тысяч многодетных и одиноких матерей.

Длительное время работали народными комиссарами, министрами социального обеспечения республики Г.С.Фомин (1938-1947 гг.), М.Д.Нартахова (1947-1954 гг.), избранная в 1954 г. председателем Верховного Совета ЯАССР. На этой должности в разные годы трудились М.В.Бельчусова (1954-1967 гг.), В.И.Кононов (1967-1978 гг.), В.П.Решетников (1978-1985 гг.), Д.П.Жиркова (1985-1990 гг.), Л.Н.Григорьева (1990-1992 гг).

Заместителями министра социального обеспечения работали А.Е.Кралин (1937-1939 гг.), И.Д.Федоров (1939-1941 гг.), В.В.Слепцова (1941-1951 гг.), А.И.Сосин (1951-1961 гг.), Т.И.Бушков (1961-1966 гг.), В.В.Винокуров (1968-1977 гг.), Н.Н.Корякин (1970-1978 гг.).

В аппарате Наркомсобеса, Министерства социального обеспечения ЯАССР добросовестно, со знанием дела работали А.В.Потапова, Ф.А.Петров, М.М.Колодезников, Н.М.Катаев, Г.П.Будищев, И.Д.Тирский, А.А.Ильина, Н.Н. Афонин, С.Я. Эртюков, Е.Д.Елисеев, А.П.Прокопьсва и др. Непродолжительное время в аппарате Наркомсобеса ЯАССР трудились Я.В.Кочнева, В.И.Аржакова, М.Г.Габышева- Потапова.