Роль негосударственного сектора в сфере социального обслуживания

Роль негосударственного сектора в сфере социального обслуживания

17:05
19 Мая 2017

Одним из основных направлений реформы бюджетной сферы является расширение участия негосударственного сектора экономики в оказании социальных услуг населению, в целях повышения доступности и качества услуг.

Развитие социального предпринимательства является одним из самых приоритетных направлений, направленнных на стимулирование экономического роста, и снижение бюджетных затрат. В связи с чем Министерство труда и социального развития РС (Я)  провело 12 мая 2017 года круглый стол на тему: «Организация работы по внедрению негосударственного сектора в оказании социальных услуг населению», на котором приняли участия социально ориентированные некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. 

С 2015 года в России действует новый закон об основах социального обслуживания населения, который дает возможность участия негосударственного сектора в государственной системе социального обслуживания граждан. Кроме того, в новом федеральном законе, регламентирующем социальное обслуживание, предусмотрен механизм финансирования частных и негосударственных организаций по предоставлению социальных услуг. Это значит, что госзаказ по надомной, стационарной услуге будет размещен на свободном рынке. И получить его сможет любая организация - частная, некоммерческая или государственная, ставшая в реестр поставщиков социальных услуг. Правительством Республики Саха (Якутия) созданы условия для дальнейшего совершенствования механизма привлечения НКО к оказанию услуг в сфере социального обслуживания граждан. В настоящее время в Реестре поставщиков социальных услуг Республики Саха (Якутия) всего - 123 организации,  в том числе 100 государственных учреждений социального обслуживания и 23 негосударственных организаций, в том числе 7 социально ориентированных некоммерческих организаций.

Финансовым довольствием в рамках ориентирования бизнеса на предоставление социальных услуг является:

- 100% из государственного бюджета, в случае если оказаны бесплатные социальные услуги;

- из государственного бюджета и из средств получателя социальных услуг, в случае оказания услуг на условиях частичной оплаты;

- 100% за счёт средств получателя, если услуги оказываются на условиях полной оплаты.

Что значит "социальная услуга", "получатель социальных услуг", "поставщик социальных услуг"?

Социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

Поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Для развития социального предпринимательства участниками круглого стола были поставлены следующие задачи, направленные на создание благоприятных условий для предпринимателей в сфере социального обслуживания:

- выработать механизм по привлечению на рынок социальных услуг в сфере социального обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства;

- рассмотреть возможность муниципальных образований предоставления аренды малому социальному бизнесу свободных муниципальных и государственных помещений по льготной тарифной ставке;

- рассмотреть возможность пересмотра сроков выплат компенсаций за предоставление социальных услуг поставщикам социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг РС(Я).