Отчет министра труда и социального развития РС (Я) Н.Н. Дегтярева по итогам деятельности министерства за 2011 год

Отчет

Министра труда и социального развития РС (Я) Н.Н. Дегтярева по итогам деятельности министерства за 2011 год

 

27.01.2012

В своем послании Федеральному собранию Президент Российской Федерации в декабре 2011 года Дмитрий Анатольевич Медведев четко заявил, что, несмотря на достаточно сложное экономическое положение в стране,  «установка жить по средствам не означает, что мы должны отказаться от новых социальных программ, тем более сокращать существующие обязательства. Все эти обязательства будут исполнены в полном объеме".

В тоже время сегодня на всех уровнях власти, в любой отрасли жизнедеятельности стоит вопрос повышения эффективности использования имеющихся ресурсов. Более того, в условиях их недостатка, необходимо организовать таким образом их освоение, чтобы получить наибольший эффект.

Следует отметить, что в целом на раздел «Социальная политика» в государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год было предусмотрено 14,8 млрд. рублей.

По линии Министерства труда и социального развития из них проходит только 57 %.

Остальные расходы в бюджете по разделу «Социальная политика» приходятся на министерства образования, здравоохранения и другие.

В 2011 году бюджет министерства труда и социального развития республики составил 8,7 млрд. рублей или 7,5% от всех расходов Государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

Основной удельный вес в структуре расходов занимают:

  • меры социальной поддержки населения – 6,4 млрд. рублей или 73%,

  • на содержание учреждений – 1,95 млрд рублей или 22,3%.

Бюджет Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) на 2011 год сформирован за счет средств:

республиканского бюджета –  6,7 млрд рублей или 77,4%,

федерального бюджета – 1,96 млрд рублей или 22,6%.

Для интереса приводим отдельные сравнительные показатели по субъектам Дальнего Востока. К примеру, Республика Саха (Якутия) занимает 3 место по разделу «Социальная политика» в расходах бюджетов субъектов в расчете на 1 жителя после Чукотки и Камчатки. На одного жителя в республике тратится 15 тысяч рублей в год.

По отдельным мерам поддержки, это касается ветеранов тыла, труда, реабилитированных лиц – мы занимаем второе место.

Президентом Республики Егором Афанасьевичем Борисовым не раз говорилось о совершенствования мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей с детьми с учетом доходов населения.

И буквально на прошлой неделе 19 января 2011 года на уровне Президента проведено совещание по этим вопросам, рассмотрены проблемы и возможные пути решения.

Позволю себе кратко остановиться на основных подходах к совершенствованию социальной политики по линии нашего министерства.  

Система мер социальной поддержки по линии Министерства труда и социального развития РС (Я) осуществляется на основании действующих федеральных и республиканских нормативных правовых актов.

С момента вступления Федерального закона №122 четко разграничены полномочия по предоставляемым мерам социальной поддержки. При этом основной акцент сделан на недопущение снижения достигнутого уровня социальной защищенности населения. Гражданину, имеющему несколько оснований, для получения льгот предоставлено право выбора на меру поддержки по одному основанию, наиболее выгодному для каждого конкретно.

Сегодня вся система мер социальной поддержки – адресная и на оказание мер социальной поддержки льготных категорий граждан направлено 6 408 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 1 941 млн. рублей.

При этом адресная поддержка разделена на адресную категориальную или адресную в зависимости от уровня доходов.

Категориальная адресность при этом предопределена федеральным законом 122, в котором прописаны отдельные категории граждан, имеющие определенные заслуги или статус, а также граждане с ограниченными возможностями в здоровье (инвалиды).

На адресную категориальную поддержку направлено 4 115,2 млн. рублей, на адресную в зависимости от уровня доходов профинансировано 2 292,7 млн. рублей.

Через систему социальной защиты осуществлены выплаты по следующим направлениям:

  1. предоставление мер поддержки за заслуги и статус, это ветераны тыла, труда, жертвы политрепрессий, почетные граждане и пр.;

  2. дополнительные меры поддержки гражданам, состоящим в федеральном регистре. Это инвалиды, участники ВОВ.

  3. стимулирующие выплаты, меры по поддержке семей в связи с рождением 3-го ребенка – материнский капитал, по поддержке долголетия – выплата «Уйэ саас» и другие).

  4. по нуждаемости с учетом уровня доходов, в частности, региональные социальные доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, детские пособия и так далее.

В целях совершенствования законодательства с точки зрения усиления поддержки действительно нуждающихся в ней - развитие данного направления является наиболее перспективным.

Здесь необходимо отметить, что наибольший объем социальной поддержки сконцентрирован на группе населения со званием «Ветеран труда РФ и Республики Саха (Якутия)». Объем финансирования в 2011 году составил 1,8 млрд рублей или почти 40 % всех расходов на соцподдержку из республиканского бюджета.

Количество получателей мер социальной поддержки сегодня составляет 93 тысяч ветеранов труда. Они составляют треть от общего количества получателей регулярных выплат.

Только за 2011 год в соответствии с Положением о присвоении звания «Ветеран труда» присвоены 7219 званий «Ветерана труда».

В тоже время, кроме регулярных выплат льготным категориям граждан,  остается весьма эффективной и востребованной выстроенная сегодня система государственной социальной помощи.

Это, к примеру, оказание единовременной адресной материальной помощи на газификацию жилых домов малоимущих и отдельных категорий граждан. В 2011 году на эти цели выделено 100 млн.рублей для более чем 1079 малоимущих семей. Это направление будет продолжено.

Также в рамках разработанной и защищенной нами целевой программы за счет средств пенсионного фонда РФ получены 5,5 млн. рублей на реализацию социальных программ, в том числе на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности на частичное возмещение расходов по газификации жилых домов направлены 683,3 тыс.рублей. 30 человека получили эту помощь.

Постоянно проводится работа по оказанию материальной помощи малоимущим гражданам, попавшим в экстремальные ситуации. Около 13 тыс.семей получили помощь на общую сумму 106,7 млн. рублей, из них 21 % семей, имеющих в своем составе инвалидов, 20 % - многодетные семьи, 20 % - неполные семьи, 15 % - пенсионеры и другие.

Считаю перспективным продолжить работу по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Данное направление осуществляется пока как пилот на территориях муниципальных районов «Верхневилюйский улус (район)», «Намский улус (район)», «Оленекский улус (район)». В отчетном году государственная социальная помощь по социальному контракту оказана 10 малоимущим семьям на общую сумму 984,0 тыс.рублей. Всего в эксперименте участвуют 18 семей. Обследование показало, что доходы этих семей увеличились с 8 000 рублей до 25 000 рублей в месяц. По всем семьям получены положительные результаты.

При этом мы также будем поддерживать начатые в 2010 году совместные проекты по повышению уровня жизни в Оленекском и Верхневилюйском улусах. Более того, по завершению в 2012 году мы проведем анализ эффективности данных пилотых проектов и при активной позиции и поддержке непосредственно глав районов продолжим эту практику в отдельных муниципальных районах.

Проводится системная работа с ветеранами войны и тыла. За отчетный год действующие меры социальной поддержки исполнены в полном объеме. Обоснованных жалоб со стороны получателей нет.

Во исполнение распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) нами совместно с заинтересованными министерствами подготовлен План мероприятий по подготовке и проведению празднования 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов на 2012-2015 годы в Республике Саха (Якутия). План утвержден решением Правительства.

В План включены строительство объектов, меры социальной поддержки и медицинское обслуживание ветеранов Великой Отечественной войны, мероприятия по патриотическому воспитанию и увековечению памяти погибших и по информационно-пропагандистским и культурно-массовым мероприятиям. Всего предусмотрено 456,5 млн.рублей, в том числе из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 111,41 млн.рублей, дополнительные бюджетные средства  – 305,11 млн.рублей, внебюджетные источники – 40,0 млн.руб.

В отчетном году существенно улучшены условия предоставления адресной материальной помощи на ремонт жилья. В соответствии с внесенным изменениями помощь представляется нуждающимся в ремонте одиноко проживающим и одиноко проживающим супружеским парам участников Великой Отечественной войны и ветеранов тыла, а также участникам Великой Отечественной войны и ветеранам тыла, проживающим в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 1,5 величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по Республике Саха (Якутия).

Размер материальной помощи увеличен до 30000 рублей. В 2011 году адресную материальную помощь на ремонт жилья получили 815 ветеранов тыла и участников Великой Отечественной войны на 22,0 млн.рублей.

Традиционными стали проведение совместно с Республиканским советом ветеранов  Дней ветеранов в улусах и городах республики. За отчетный год Дни ветеранов  проведены в Усть-Алданском, Намском, Горном улусах. В рамках мероприятий проводятся личный прием ветеранов специалистами министерства, Отделения Пенсионного фонда РФ, Фолнда социального страхования РФ по РС(Я), также обследование ветеранов врачами узких специалистов, посещение ветеранов на дому, вручение подарков и пр.

К празднованию 9 мая произведены единовременные денежные выплаты по 2000 рублей – участникам Великой Отечественной войны и вдовам погибших воинов.

Проводится тесная работа с Республиканским советом ветеранов. В связи с 25-летием создания Общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Саха (Якутия) разработан проект распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) о создании организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий.

С 2010 года по линии министерства осуществляются региональные социальные доплаты к пенсии в целях доведения доходов неработающих пенсионеров до прожиточного минимума.

По оперативным данным РСД получили более 29 тыс. человек, средний размер доплаты составил – 2 566 рублей.

На эти цели из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) было выделено 267,7 млн. рублей, из федерального бюджета – 791,3 млн. рублей.

В целях установления региональной социальной доплаты к пенсии на 2012 год утверждена величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Республике Саха (Якутия) в размере 8673 рубля, в первой зоне 9283 рубля, во второй зоне в размере 8574 рубля.

Все обязательства по индексации с учетом инфляции выполняются своевременно.

С 01 января 2011 года размеры ежемесячных денежных выплат, ежемесячных денежных выплат на оплату жилья и коммунальных услуг, суммы набора социальных услуг (социальной услуги) отдельным категориям граждан республиканского регистра, стоимости единого социального проездного билета отдельным категориям граждан, ежемесячной доплаты к пенсии инвалидов по зрению (абсолютно слепых), социальных пособий и дополнительных социальных выплат, детских пособий были проиндексированы на 6%.

С 01 января 2012 года индексация пособий, выплат осуществлена на 6,2 %, при этом по ежемесячным денежным выплатам на ЖКУ для льготников регионального регистра индексация будет осуществлена с 1 июля на 12%.

Основными проблемамив области мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, на мой взгляд, являются:

  • несовершенство механизмов в предоставлении услуг по зубопротезированию при выборе натуральной услуги ветеранами тыла и труда;

  • наличие отдельных мелких неэффективных дополнительных социальных выплат;   

  • возмещение выпадающих доходов транспортным организациям не по факту осуществленных расходов, низкое распространение социальных карт с транспортным приложением, которое бы, в свою очередь, могло позволить наиболее обоснованно рассчитываться по выпадающим доходам организаций.

Кроме того, считаю необходимым:

  • упорядочить Положение по предоставлению адресной материальной помощи для попавших в трудную жизненную ситуацию;

  • упорядочить систему муниципальных льгот, принятых отдельными муниципальными образованиями;

  • очень быстро проработать   вопросы предоставления государственной социальной помощи заявителям, доходы которых невозможно подтвердить ввиду их занятости в малом бизнесе;

  • а также проработать вопросы по учету статуса безработного гражданина, активно ищущего работу, при предоставлении мер государственной поддержки.

Отдельно замечу, что достаточно сложно сегодня проходит согласование проекта Закона Республики Саха (Якутия) «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения, отопления и освещения отдельным категориям работников  государственных и муниципальных учреждений в Республике Саха (Якутия)». Вместе с тем, упорядочение сегодня крайне необходимо с точки зрения установления единого, экономически обоснованного и справедливого подхода к системе льгот на жилищно-коммунальные услуги работникам бюджетной сферыв сельской местности.

Также пора решить вопрос о теплоснабжении неблагоустроенного жилья. Для этого нужна программа аналогичная программе газификации в целях оказания адресной материальной помощи малообеспеченным семьям для подключения жилого дома к центральному отоплению. Данный вопрос министерством ставился еще с 2009 года. Сегодня соответствующе поручение Президента получено. Министерством начата проработка данного вопроса.

Анализ уровня жизни населения в республике показывает, что все-таки наибольшее внимание сегодня необходимо уделить мерам поддержки семей с детьми, а особенно, многодетных с учетом нуждаемости.

Нужно отметить, что в республике многое сделано в области семейной политики.

По данным Министерства финансов РС(Я) в 2011 году на реализацию семейной политики в целом предусмотрено в государственном бюджете 3,9 млрд. рублей, в том числе через министерство труда и социального  развития 1,3 млрд. рублей.

Так, порядка 1,5 тысяч молодых семей получили единовременные компенсационные выплаты при рождении  первого ребенка по 4664 рубля, около 8 тысяч малообеспеченных многодетных семей  - ежегодные компенсационные выплаты на детей для приобретения школьной формы (2332 рубля).

Более 800 млн. рублей направлены на поддержку 122 тысяч детей в виде ежемесячных детских пособий.

2 многодетные семьи, в которых одновременно родились 3 детей, получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий.

В рамках Закона и подзаконных актов, которые в течение года были разработаны Министерством, уже к концу года более 1700 человек получили сертификат на республиканский материнский капитал «Семья», из них распорядились средствами 51 многодетная семья на сумму более 4 млн рублей.

В 2012 году размер республиканского материнского капитала «Семья» составит 106 200 рублей.

Через министерство теперь финансируется целевая программа в области поддержки семьи и детства. Мы разработали и с 2012 года начала свою реализацию новая подпрограмма «Семейная политика» с пятилетним объемом финансирования в сумме 8,3 млрд. рублей.

Передача в 2011 году функций координатора по семейной политике Комитета по делам семьи и детства с созданием в структуре Министерства Департамента семейной политики резко повышает ответственность по этому направлению, в связи с чем, мы намерены усилить работу с каждым муниципальным районом по реализации этих функций на местах.

Одним из основных рычагов достижения поставленных программой задач также является повышение внутренней эффективности деятельности наших детских учреждений. Поэтому с этого года, несмотря на то, что данные учреждения приобрели статус казенных учреждений, мы разработали для каждого детского учреждения государственное задание, исполнение которого в течение года будет жестко отслеживаться.

При этом с нашей стороны будет усилена методологическая помощь. Для этого мы создали в составе Республиканского центра социальной реабилитации для несовершеннолетних информационно-методический центр.

Вместе с тем, учитывая низкую покупательную способность многих многодетных семей, видится целесообразным усовершенствовать систему социальной поддержки семей с детьми.

Во-первых, изложить действующий Закон «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)» в новой редакции. Тем самым упорядочить систему мер, сконцентрировав в одном законе все действующие меры поддержки семьи. 

Во – вторых, ввести дополнительные меры поддержки путем отработки с отраслевыми социальными министерствами по предоставлению нуждающимся многодетным семьям бесплатных и льготных социальных услуг, введения дополнительной помощи семье при получении ребенком профессионального образования.

В-третьих, усилить систему морального поощрения многодетных матерей с учреждением звания - родившим 10 и более детей - «Мать – героиня».

Также президентом республики уже сегодня дано поручение о дифференциации детских пособий с учетом доходов семей с детьми. 

Считаю необходимым также рассмотреть вопрос о снижении регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе для многодетной семьи.

Конкретные предложения разработаны и в самое ближайшее время будут внесены на рассмотрение в установленном порядке.

В 2011 году функционировали 106 учреждений подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), из них

35 Управлений социальной защиты населения,

Центр социальных выплат,

24 дома-интерната,

19 социально - реабилитационных центров для несовершеннолетних,

12 центров социальной помощи семье и детям,

8 реабилитационных центров ветеранов, инвалидов и детей- инвалидов,

5 комплексных центров социального обслуживания,

Республиканский лицей-центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов,

Специальный дом социального обслуживания в г. Якутске.

В конце года решением Правительства в ведение министерства передано Государственное учреждение «Победа».

Дополнительно, во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 15 июня 2010 № Пр-1729, решением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.12.2011 года № 1412-р с 2012 года создано новое государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Специальное учреждение содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, в городе Якутске».

Для граждан пожилого возраста и инвалидов функционирует 29 учреждений, в том числе 18 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 6 психоневрологических и 5 центров социального обслуживания населения, мощностью  2627 койко-мест (на 01.01.2009 года коечная сеть составляла 2373 койко-мест).

По итогам года в учреждениях стационарных учреждениях социального обслуживания находилось 3850 человек, в том числе 181 детей.

Одним из основных форм обслуживания населения является социальное обслуживание на дому. По итогам 2011 года социально-бытовые услуги на дому получили 3969 одиноких престарелых и инвалидов.

 В целях выявления одиноко проживающих пожилых граждан, нуждающихся в оказании социальных услуг, отделениями социального обслуживания на дому проводится подворовой обход населения.

В системе социального обслуживания населения республики трудятся более 2676 работников. Анализ укомплектованности отделений социального обслуживания на дому показывает, что нагрузка социального работника превышает нормативные показатели: в городской местности - 9,2 обслуживаемых при нормативе - 8,  в сельской местности 5 против 4 соответственно.

В течение последних лет в республике наблюдается рост потребности пожилого населения республики в социальном обслуживании. Очередность на получение стационарного социального обслуживания с 2007 года возросла в 2 раза. Однако действующая сеть учреждений социального обслуживания не закрывает существующей потребности и не соответствует федеральным нормативам обеспеченности населения учреждениями социального обслуживания и составляет 82,6% от нормативной.

В целях сокращения очередности в учреждениях стационарного социального обслуживания, одним из новых форм обслуживания может стать «Приемная семья для пожилого человека», модель современной приемной семьи для пожилого человека, наилучшим образом подходящая для одиноких престарелых и инвалидов.

В 2012 году планируется создать 50 приемных семей для граждан пожилого возраста, с установлением ежемесячного пособия для семьи (15 тысяч рублей). В настоящее время ведется работа по принятию нормативно-правовой базы, устанавливающий порядок и условия осуществления социального обслуживания в приемных семьях.

Также одним из решений сокращения очередности социального обслуживания было создание государственное учреждение «Специальный дом системы социального обслуживания в г. Якутске», где размещены одинокие престарелые и инвалиды, с организацией на первом этаже социально-бытовых услуг. В 2012 году планируется ввод второго 72-х квартирного специального дома.

В связи с отдаленностью населенных пунктов и в целях качественного охвата населения социальными услугами для одиноких пожилых граждан, проживающим в таких местностях, предусматривается создание мобильных бригад при комплексных центрах социального обслуживания населении и центрах социально-бытового обслуживания для комплексного предоставления всех социальных услуг.  

Для маломобильных групп населения в г. Якутске предоставляются услуги службы «Социальный транспорт» при Государственном бюджетном учреждении РС (Я) «Комплексный центр социального обслуживания населения». За 10 месяцев 2011 года социальной службой обслужено 10825 человек, из них половина приходится на инвалидов, находящихся на постоянном диализном лечении.

В данном учреждении создана «Школа третьего возраста и активного долголетия».

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева  от 27.11.2010  года в соответствии  с рекомендацией Минздрава РФ по разработке органами исполнительной власти субъектов РФ региональных программ в мае 2011 года принята Программа «Забота о гражданах пожилого возраста в Республике Саха (Якутия) на 2011-2013 годы». Целью программы является повышение качества жизни пожилых, развитие сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности.

В рамках реализации мероприятий подпрограммы будет продолжен опыт создания мобильных бригад по комплексному предоставлению социальных услуг одиноким пожилым гражданам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, введение новых форм и  видов социального обслуживания, в том числе новых технологий работы с гражданами пожилого возраста и инвалидов, обучение навыкам пользования персональным компьютером пожилых граждан.

В Республике Саха (Якутия) на 1 января 2012 года проживает 56057 инвалидов (5,9% населения), в том числе 6168 детей-инвалидов. Для предоставления  социально-реабилитационных услуг на территории республики функционирует 9 реабилитационных центров для инвалидов и детей-инвалидов с круглосуточным пребыванием людей, мощностью 325 койко-мест, в них прошли реабилитацию более 4000 граждан.

В рамках реализации закона РС(Я) о дополнительных мерах поддержки инвалидов в 2011 году из государственного бюджета направлено 54,6 млн. рублей, в том числе на проезд в реабилитационные центры 1 842 инвалидам и проезд до места учебы и обратно выплачено 23,8 млн. рублей, на приобретение дополнительных технических средств реабилитации направлено 30,8 млн. рублей.

В рамках реализации Закона РС(Я) «О правах и гарантиях инвалидов по зрению (абсолютно слепых)» инвалиды по зрению обеспечиваются тифлосредствами в 2011 году  на эти цели направлено  2975 тыс. рублей.

В рамках реализации ведомственной целевой программы «Социальная поддержка и реабилитация отдельных слоев населения, нуждающихся в особой заботе государства на 2009 – 2011 годы» в 2011 году оказана медико-социальная реабилитация инвалидов, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, создание рабочих мест для инвалидов, кадровое обеспечение учреждений реабилитации из средств государственного бюджета РС(Я) направлено 9589,2 тыс.рублей.

Программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Республике Саха (Якутия) оказано содействие работодателям в оснащении 82 рабочих мест для инвалидов.

В рамках государственной программы РФ «Доступная среда на 2011-2015 годы» Президентом Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 года № 966 принята государственная программа Республики Саха (Якутия) «Безбарьерная среда на 2012-2016 годы». За счет данной государственной программы будет реализован комплекс мероприятий с целью повышения уровня доступности приоритетных объектов, услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, других маломобильных групп населения и повышения уровня доступности реабилитационных услуг для инвалидов

В связи с несоответствием зданий требованиям пожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания с круглосуточным пребыванием для граждан пожилого возраста и инвалидов с 2009 года проведена оптимизация сети домов-интернатов.

В 12 улусах (районах) ликвидированы дома-интернаты  и  созданы 5 межулусных домов-интернатов в зданиях, отвечающих требованиям пожарной безопасности по степени огнестойкости.  

В соответствии с Планом дополнительных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в реабилитационных центрах республики (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.10.2010 № 478) с 2011 года ликвидированы реабилитационные центры в Абыйском и Таттинском улусах (районах).

При этом устранены нарушения пожарной безопасности в 44 учреждениях, в том числе в 15 домах-интернатах, в 17 детских учреждениях, в 3 центрах социального обслуживания, 5 реабилитационных центрах, в 4 управлениях социальной защиты населения и труда.

За период с 2007-2011 годы введено в эксплуатацию 14 объектов строительства и реконструкции.

На строительство и реконструкцию 6 объектов социального обслуживания населения в 2011 году в рамках Инвестиционной программы Республики Саха(Якутия) направлено  99,4 млн рублей.

Заказчиком по строительству и реконструкции 4 объектов выступило Министерство труда и социального развития РС (Я) с объемом финансирования 41 млн. рублей, в том числе:

  • пристрой здания Республиканского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей в п. Серебряный Бор г. Нерюнгри, объект введен в 2011 году;

  • на реконструкцию здания МОУ «Национальная гимназия» для размещения Олекминского реабилитационного центра для инвалидов и детей-инвалидов в п. Нефтебаза Олекминского улуса.

  • на строительство Амгинского реабилитационного центра для инвалидов и детей-инвалидов в с. Бетюнь Амгинского улуса.

  • на реконструкцию пищеблока со столовой на 50 мест ГУ «Республиканский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в п. Серебряный Бор, Нерюнгринского района.

Заказчиком по строительству двух объектов выступило ГУ «Служба государственного заказчика при Правительстве РС(Я)» с общим объемом финансовых средств в сумме  58430,3 тыс. рублей по следующим объектам:

  • Нюрбинский межулусный дом-интернат для престарелых и инвалидов на 90 мест – 20млн. руб. со сроком окончания строительства в 2013 году.

  • Спальный корпус на 100 мест Олекминского психоневрологического дома-интерната – 38430,3 тыс. рублей со сроком окончания работ в 2013 году.

В рамках реализации государственной программы «Безбарьерная среда на 2012-2016 годы» планируется строительство и реконструкция таких объектов, как

  • строительство 2-ой очереди реабилитационного центра ветеранов ВОВ и локальных боевых действий в г. Якутске,

  • республиканского реабилитационного центра для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями в г. Якутске на 250 койко-мест,

  • Амгинского реабилитационного центра инвалидов и детей- инвалидов в с. Бетюнцы,

  • оздоровительного комплекса со спортзалом ГОУ «Республиканский лицей-центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов».

По государственной программе «Соцподдержка граждан» также планируется  строительство и ввод в эксплуатацию:

  • Томмотский психоневрологический дом-интернат на 395 мест, г. Томмот Алданского района

  • Строительство Вилюйского психоневрологического дома-интерната на 150 коек-мест

Основными задачами в области развития социальной инфраструктуры на 2012 год я вижу следующие:

  • разработка Концепции развития системы социального обслуживания населения в Республике Саха (Якутия) до 2020 года;

  • нормативной базы по развитию нестационарных форм социального обслуживания, включая создание приемной семьи для пожилого человека;

  • норм и нормативов в сфере социального обслуживания населения в Республике Саха (Якутия), определяющие объемные сетевые показатели, в том числе по нагрузке на социальных работников отрасли, с внесением предложений в Правительство Республики Саха (Якутия) по штатной численности работников учреждений социальной службы и размера их заработной платы;

  • реализация мер социальной поддержки и реабилитации инвалидов, создание доступной среды для людей ограниченными возможностями в рамках реализации государственной программы «Безбарьерная среда на 2012-2016 годы» и законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

  • совершенствование совместно с Министерством здравоохранения РС(Я) механизмов социальной поддержки лиц, находящихся  на заместительной почечной терапии;

  • организация мероприятий по созданию специального учреждения содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации, в городе Якутске;

  • проработка вопросов методологии, усиление контроля за использованием субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству;

  • проработка вопросов по строительству Республиканского детского реабилитационного центра в г.Якутске на 100 коек-мест и 150 мест дневного посещения и реконструкции Комплексного центра социального обслуживания населения в г. Якутске (Здание по ул. Б.Чижика 34/1);

  • неукоснительное выполнение доведенных гос. заданий учреждениями социального обслуживания.

Следующее направление работы министерства – это трудовые отношения.

В области политики оплаты труда на сегодня завершен начавшийся в 2009 году переход государственных и муниципальных учреждений на новые системы оплаты труда.

Полностью внедрены новые механизмы оплаты труда, создавшие условия для повышения эффективности управления персоналом путем введения дифференциации по качеству и эффективности труда конкретного работника.

С реализацией Федерального закона №83-ФЗ по совершенствованию правового положения государственных и муниципальных учреждений с 1 января 2012 года в тоже время органам исполнительной власти необходимо внести изменения в нормативные акты по новым системам оплаты труда, так как изменение типов учреждений влечет за собой изменение порядка их финансирования.

В целях повышения уровня реального содержания заработной платы работников бюджетной сферы с 1 октября 2011 года на 6,5 процентов увеличен фонд оплаты труда работников республиканских государственных учреждений. Дополнительные бюджетные ассигнования направлены на увеличение должностных окладов, ставок заработной платы работников бюджетной сферы. Органам местного самоуправления рекомендовано произвести аналогичное увеличение по фондам оплаты труда муниципальных учреждений.

Сегодня, в том числе с учетом поручений руководства страны, в республике  приняты решения по повышению оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы.

По другим категориям работников также будут рассмотрены вопросы о повышении оплаты труда в рамка созданной правительственной рабочей группы по разработке Концепции об единых подходах к повышению оплаты труда работников бюджетной сферы и минимальной заработной платы.

В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации в течение пяти лет проводилась работа по поэтапному приближению величины минимальной заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного.

Минимальный размер оплаты труда за отчетный период увеличился в 1,89 раза (с 3500 рублей в 2007 году до 6614 рублей в 2011 году). С 1 декабря 2011 года Республиканским соглашением «О минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия)» минимальный размер заработной платы увеличен на 9,1% и установлен в размере 6614 рублей в месяц (в РФ - 4611 рублей, с 1 июня 2011 года).  Соотношение с прожиточным минимумом составило 65,6%.

В 2012 году работа по данному направлению будет продолжена. Принятие соответствующих решений сдерживается отсутствием единого подхода в определении на федеральном уровне понятия минимального размера оплаты труда между органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Проводится работа по осуществлению контроля за исполнением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий в области охраны труда. С принятием в апреле 2011 года Закона республики для исполнения переданных государственных полномочий в штатную структуру 36 муниципальных образований дополнительно введены 40 освобожденных единиц специалистов по охране труда, содержание которых финансируется из государственного бюджета республики в виде субвенций местным бюджетам.

Министерством постоянно оказывается организационная и методическая помощь в области охраны труда администрациям городов и районов республики. С 24 по 25 марта 2011 года проведен республиканский семинар-совещание специалистов по охране труда муниципальных образований и специалистов по труду и трудовым отношениям территориальных органов министерства.

В настоящее время Положения о системе управления охраной труда приняты и функционируют в 30 муниципальных образованиях. Продолжена реализация в 21 муниципальном образовании территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, из них 3 программы приняты в 2011 году.

Квота Республики Саха (Якутия) на привлечение иностранных работников в 2011 году была утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 декабря 2010 года № 1080н и составила 14 754 разрешения на работу. По ходатайству Минэнерго России для строительства объектов нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан квота республики была увеличена на 885 разрешений.

За 11 месяцев 2011 года, по данным УФМС по РС(Я), было оформлено 11011 разрешений на работу иностранным гражданам, что составляет 70,4% от утвержденного объема квоты.

На 2012 год заявки на привлечение иностранных работников были поданы 448 организациями на 44341 разрешение. В целях выполнения поручений Президента РС(Я) о сокращении количества привлекаемых иностранных работников принято решение о целесообразности привлечения иностранных работников в Республику Саха (Якутия) в 2012 году в количестве 8599 человек, в том числе из стран с безвизовым режимом въезда и пребывания – 6573 человек, из стран с визовым режимом – 2026 человек.

Задачи на 2012 год в области политики оплаты труда, охраны труда, привлечения иностранной рабочей силы следующие:

  • разработка Концепции об единых подходах к повышению оплаты труда работников бюджетной сферы и минимальной заработной платы. В этих целях необходимо осуществить анализ действующей системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в т.ч. с учетом принятых мер по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в 2011 году;

  • обеспечение разработки, принятия и реализации республиканской целевой программы «Улучшение условий и охраны труда на 2013- 2017 годы»;

  • укрепление взаимодействия государственных органов управления, надзора и контроля, объединений работодателей, профессиональных союзов, других заинтересованных организаций в целях реализации государственной политики по созданию безопасных и здоровых условий труда, в том числе по обмену необходимой информацией. Создание инновационной электронной системы мониторинга условий и охраны труда;

  • усиление работы с администрациями муниципальных образований по совершенствованию системы социального партнерства, оказание методической помощи в создании территориальных трехсторонних комиссий, заключению территориальных соглашений;

Работа в области обеспечения жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, ведется по трем основным направлениям:

  • государственное регулирование выезда граждан за пределы республики,

  • предоставление социальных выплат для приобретения жилья ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

Несмотря на длительные сроки реализации программ по переселению жителей, а также сроки ожидания мер государственной поддержки по переселению, численность желающих выехать из районов Крайнего Севера практически не сокращаются. Прирост численности граждан, желающих выехать за пределы республики, составляет ежегодно более 10 %.

По состоянию на 1 января 2011 года в республике в очереди для получения жилищных субсидий (сертификатов) в связи с выездом состояло 12425 семьи, или 31107 человек, из них, выезжающие из закрывающихся населенных пунктов 130 семей (332 человек), инвалиды I и II групп, инвалиды с детства 1357 семей (3436 человек), пенсионеры 7633 семей (17584 человек),  безработные граждане 71 семей (220 человек), работающие граждане 3234 семей (9535 человек). Более половины очередников составляют пенсионеры 61,4%. Наибольшее количество граждан, желающих выехать из республики, зарегистрировано в промышленных районах Нерюнгринский район – 2890 семей (6969 чел.) или 23,3 % от общего количества семей – очередников и Мирнинский район – 2373 семьи (5908 человек) или 20,0 %.

Несмотря на то, что финансирование из федерального бюджета ряд лет имело положительную тенденцию, количество сертификатов, выдаваемых гражданам, ежегодно сокращалось, что обусловлено значительным ростом стоимости жилья в последние годы.

На 1 января 2011 года в республиканском реестре ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов состояло 2172 человека, из них ветераны боевых действий 346 человек, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников боевых действий 31 человек, инвалиды I группы 349 человек, инвалиды II группы 737 человек, инвалиды III группы 383 человек, семьи, имеющие детей – инвалидов 326 человек.

В связи с низким уровнем финансирования мероприятий по обеспечению жильем указанных категорий населения очередь на получение мер государственной поддержки продвигается в республике достаточно медленно, за период с 2006 по 2011 годы социальную выплату для приобретения жилья получили и реализовали 596 человек. Размер социальный выплаты, рассчитываемый исходя из социальной нормы жилья 18 кв. метров на 1 человека и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Республике Саха (Якутия), устанавливаемый Минрегионом России, в IV квартале 2011 года составил 670,5 тыс. рублей. В результате, граждане, получившие социальные выплаты, имеют определенные трудности с выбором приобретения жилья (малогабаритные квартиры, неблагоустроенные квартиры, квартиры на вторичном  рынке, комнаты в общежитие). Связи с этим, в целях удовлетворения потребности в обеспечении жилья с 2012 года в соответствии с государственной программой «Обеспечение комфортным жильем» в государственном бюджете республики предусмотрены средства на софинансирование мероприятий по обеспечению жильем указанных категорий населения. Объем средств и размер доплаты из республиканского бюджета будет ежегодно устанавливаться решением Правительства Республики Саха (Якутия).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» за 2009-2011 годы в республике обеспечены жильем 1372 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей  погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. С предоставлением ветеранам доплаты из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) большинство ветеранов приобрели благоустроенное жилье в городе Якутске. Однако в связи с нехваткой средств федеральных субвенций на 1 января 2012 года 31 ветеран не обеспечен жильем.

Основными задачами в области обеспечения жильем отдельных категорий граждан на 2012 год будут являться:

- разработка и введение в действие механизма софинансирования из республиканского бюджета мероприятий по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов;

- завершение мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»;

При этом, конечно, необходимо отметить, что главным условием повышения качества жизни является обеспеченность жильем незащищенных слоев населения. В настоящее время в республике многие граждане проживают в ветхих и аварийных домах, малообеспеченные семьи не имеют возможности строительства и приобретения  жилья.

В октябре 2011 года Правительством Республики принята Программа государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям на 2011 -2013 годы, ответственным за реализацию Программы определено Министерство труда и социального развития РС(Я).

Реализация государственной поддержки осуществляется через Министерство труда, Министерство молодежи, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство науки и др.

С данной заявкой мы приняли участие в федеральном конкурсе, по итогам которого федеральные средства в объеме 7,7 млн рублей в 1 квартале 2012 года будут размещены среди социально ориентированных некоммерческих организаций на конкурсной основе.

Основные задачи по поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций на 2012 год:

упорядочение и разработка нормативно – правовых актов в сфере поддержке СО НКО;

активное привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций для решения социальных проблем инвалидов, пожилых граждан, детей – сирот, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

привлечение муниципальных образований к поддержке некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории муниципального района.

Республика с 2012 года перешла на программно-целевой метод планирования и финансирования. Из 37 принятых государственных программ РС (Я) Министерством труда и социального развития РС (Я) разработаны и Указами Президента утверждены 2 государственные программы Республики, в которые включены все расходы министерства:

«Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» с объемом финансирования на 2012 год - 10,5 млрд рублей;

«Безбарьерная среда в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 годы» с объемом финансирования на 2012 год 187 млн рублей.

Основная задача программ – привязка выделяемых бюджетных ассигнований к конечному результату. 

В 2012 и последующие годы свою работу мы должны через призму достижения поставленных задач.

А это своевременное доведение и постоянный контроль за исполнением государственных заданий, это постоянный мониторинг достижения ожидаемых результатов, гибкое быстрое реагирование в случае отставания от графиков, показателей, это мониторинг эффективности выделяемых ассигнований и при необходимости эффективное их перераспределение.

В результате проведенной работы по 83 Закону с 2012 года по Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) будет насчитываться 108 учреждений: 69 казенных учреждений, 38 бюджетных учреждений и 1 автономное учреждение.

По состоянию на 1 января 2012 года изменены типы в 106 учреждениях, по 2 казенным учреждениям разработаны и находятся на согласовании нормативные акты об изменении типа.

Подготовлены и утверждены Уставы учреждений социального обслуживания.

Завершаются мероприятия по внесению изменений в единый государственный реестр юридических лиц, переоформлению лицевых счетов учреждений.

Сформированы государственные задания на оказание государственных услуг и нормативов финансового обеспечения на основе  перечня государственных услуг (работ).

Одним из 9 пилотных в РС (Я) государственных бюджетных учреждений нового типа стал «Республиканский социально- оздоровительный центр комплексной реабилитации инвалидов», на примере которого отмечаются следующие положительные стороны перехода на новый тип бюджетного учреждения:

Положительные стороны:

1. Финансирование осуществляется бюджетом не по КОСГУ, а одной суммой в виде субсидии на основании заключенного соглашения;

2. Коды бюджетной классификации не применяются;

3. Упрощена форма месячного бухгалтерского отчета;

4. Имуществом, приобретенным за счет средств от иной приносящей доход деятельности, учреждение распоряжается самостоятельно;

5. Увеличивается хозяйственная самостоятельность учреждения

6. Возможность привлечения средств за счет приносящей доход деятельности

Сегодня имеется положительный опыт работы субъектов Дальнего Востока, который необходимо дополнительно изучать по итогам которого будут даны рекомендации ряду учреждений по изменению типа на бюджетное или автономное учреждение.

Одной из крайне важных  задач этого года, в рамках проводимой в стране административной реформы, является реализация Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 417 декабря 2009 года №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».

По состоянию на 11 января 2012 года перечень государственных услуг, предоставляемых министерством населению, включает 46 социальных услуг.

В течение года велась работа по разработке административных регламентов к ним, однако, на сегодня фактически утверждены постановлением Правительства только 2 регламента. Это «Назначение и выплата региональной социальной доплаты к пенсии» и «Выплата ежемесячной материальной помощи инвалидам, находящимся на постоянном диализном лечении».

По остальным услугам разработаны проекты, 32 из которых требуют регламентации межведомственного взаимодействия. В связи с этим в настоящее время ведется работа по внесению изменений в проекты административных регламентов с учетом межведомственного взаимодействия и составлению технологических карт. По состоянию на 22 января 2012 года разработаны 10 технологических карт.

Требуется ускорение в данном процессе. 1 июля текущего года все административные регламенты должны быть утверждены.

На сегодня проведена большая работа по ведению республиканской базы данных «Адресная социальная помощь», в которой состоят на учете 574 тысяч граждан.

Внедрены в целях организации удаленного доступа подведомственных учреждений к сдаче в министерство бухгалтерской отчетности и мониторингу освоения бюджетных средств информационно-аналитическая система «БАРС.Web – Бюджетная отчетность».

Проведена работа по внедрению межведомственного электронного документооборота. Для аппарата министерства приобретено: 50 дополнительных клиентских лицензий для программы «ДЕЛО», 2 лицензии «Сканирование дело» для интеграции программы «ДЕЛО» и сканеров в канцелярии, 34 web-лицензий для улусных УСЗН.

Ведется постоянная доработка автоматизированной системы «Адресная социальная помощь» (АС АСП). Доработано программное обеспечение: «АРМ Материнский капитал» для назначения и распоряжения республиканским материнским капиталом.

На базе Управления социальной защиты населения и труда г.Якутска продолжается работа пилотного проекта по автоматизации процесса на получение электронной социальной карты льготника в АС АСП.

Проводится обмен персональными данными о получателях льгот с Министерством здравоохранения РС(Я), Отделением пенсионного фонда РФ по РС(Я) и Управлением ЗАГС при Правительстве РС(Я).

Согласно государственному контракту между ГАУ «Республиканский центр инфокоммуникационных технологий» и ОАО «Ростелеком» ведется работа по переводу 3 государственных услуг министерства в электронный вид предоставления данных услуг.

Для организации исполнения республиканского бюджета и ведения операций по средствам от приносящей доход деятельности все 108 подведомственных учреждений имеют удаленный доступ к автоматизированной системе «Бюджет-КС» Министерства финансов РС(Я).

За отчетный период в целях защиты информации от утечек по каналам электронной связи при передаче данных информационного обмена установлено межсетевое взаимодействие между VipNet-сетями  ОПФР по РС(Я), Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), ГУ ТФОМС РС(Я), Администрацией Президента и Правительства РС(Я), Многофункциональным центром Республики Саха (Якутия).

На стадии выполнения – установка межсетевого канала с Управлением ЗАГС при Правительстве Республики Саха (Якутия).

Основные задачи в сфере информационно – технологического обеспечения отрасли на 2012 год:

формирование отраслевой системы отчетности, основных сетевых показателей через автоматизированную систему в улусах и городах;

предоставление актуальной информации в режиме реального времени из региональной информационной системы АИС АСП;

подключение выделенного безлимитного канала передачи данных с пропускной способностью не менее 256 кбит/с органов социальной защиты населения.

И наконец, тезисно о взаимодействии с органами местного самоуправления:

В области доходов населения.

Президентом и Правительством республики сделано немало в области повышения доходов населения. Однако, необходимы скоординированные решения по достижению цели на всех уровнях власти.

В численности малоимущего населения в республике наибольший удельный вес приходится на сельское население - 54,2%.

Считаю необходимым в 2012 году расширить пилотный проект по предоставлению государственной социальной помощи на основе социального контракта, а также усилить работу по реализации своместных пилотных проектов по повышению уровня жизни в Оленекском и Верхневилюйском улусах.

По итогам года необходимо провести анализ эффективности данных пилотных проектов и при активной поддержке непосредственно глав районов продолжить эту практику в отдельных муниципальных районах. Мы готовы и далее формировать такие программы для муниципалитетов, содействовать в отраслевых министерствах по предоставлению поддержки по всем направлениям и отраслям.

Также с этого года мы расширяем перечень районов, в которых будет проведен эксперимент по оказанию материальной помощи на основе социального контракта. Потребуется всестороння помощь со стороны и руководства муниципальных образований. Практика показала, что там, где местная администрация на уровне районов, поселений неравнодушно относится к проблемам каждой конкретной семьи, там получен наибольший эффект. 

В области семейной политики.

Сегодня мы разрабатываем дополнительные меры поддержки семей с детьми. Однако, требуется усиление работы и муниципальных образований по предоставлению дополнительных мер поддержки многодетным семьям с закреплением в своих нормативных правовых актах. Это, как минимум, могут быть бесплатное посещение муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования детей из многодетных семей, льготное посещение спортивных секций, льготный или бесплатный проезд на общественном транспорте,  организация социальных полок в продовольственных магазинах по продаже продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости по льготным ценам.

Сегодня, чтобы более четко обосновать дополнительные мероприятия по поддержке многодетных семей, необходимо определенно знать, как живут и чем дышат эти семьи. Для этого необходимо проведение постоянного мониторинга. Председателем Правительства поручено разработать порядок ведения единого регистра многодетных семей. В ближайшее время мы предложим конкретный механизм по сбору этой информации с подключением к этой работе муниципальных образований республики. 

В этой связи также крайне важно сегодня сохранить имеющиеся штатные единицы по работе с семьей при администрациях муниципальных районов. Нам поступает в тоже время информация об упразднении в отдельных районах данных штатных единиц.

С учетом передачи полномочий комитета по делам семьи в министерство труда, с этого года нами будут формироваться планы совместной работы с муниципальными образованиями в области семейной политики.

В рамках организации летнего отдыха впервые в 2012 году федеральные средства в объеме 56 млн рублей придут на основании соглашения между Правительством республики и Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В качестве софинансирования из средств республиканского бюджета отражены средства, главным распорядителем по которым является Министерство образования республики. В тоже время целевым индикатором по выделению федеральных средств является охват летним отдыхом 53% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. И мы с вами должны запланировать таким образом общую работу, чтобы обеспечить это условие.

Необходимо усилить работу по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных граждан. Сегодня целевые программы имеют 20 муниципальных районов, В 12 идет разработка. Этого недостаточно.

Мы с вами уже сегодня должны формировать перечни приоритетных объектов в приоритетных сферах, как на уровне государственных учреждений, так и муниципальных, сформировать карты доступности для маломобильных групп населения, организовать физическую доступность до приоритетных объектов жизнедеятельности человека. При этом, доступ должен быть обеспечен во все органы представительный, исполнительной власти.

 Как уполномоченный орган по реализации Программы по поддержке некоммерческих организаций в настоящее время мы прорабатываем вопрос о возможных механизмах поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на уровне муниципальных районов. В самое ближайшее время прошу представить конкретные предложения по данному вопросу, не только с точки зрения выделения дополнительных бюджетных ассигнований, но и с точки зрения того, что муниципальный район может предложить в целях развития данного направления. Это могут быть любые формы поддержки – имущественная или  финансовая, вовлечение СО НКО в процесс принятия общественно значимых решений и т.д. 

Необходимо выстроить систему поддержки некоммерческих организаций инвалидов, ветеранов, старшего поколения, женских организаций, многодетных семей, молодежи, спорта и других социально-значимых направлений, тем самым дав толчок для развития волонтерского, добровольческого движения, благотворительности. Я не раз останавливался в расширении и поддержки общественных формирований по территориальному признаку (туолбэ). 

С 2012 года министерством планируется усиление методологической работы, а также контрольных функций по переданным муниципальным образованиям полномочиям по опеке и попечительству за дееспособными гражданами.

Необходимо усиление работы муниципальных образований в части информирования населения об имеющихся возможностях и мерах поддержки. К примеру, вами сегодня не осваиваются средства, предусмотренные в виде субсидий муниципальным образованиям по оценке имущества малоимущего гражданина.   

В целях повышения эффективности в предоставлении услуг социального обслуживания, в том числе в области поддержки семей с детьми, необходимо повышение выявляемости действительно нуждающихся в этом. Это возможно путем проведения регулярных подворовых обходов, что без ресурсов муниципальных районов сделать силами одного министерства – невозможно. В этой связи необходимо разработать совместные планы по проведению регулярных подворовых обходов (в квартал или ежемесячно). 

В области трудовых отношений. В течение 2011 года задолженность по заработной плате образовывалась в бюджетных учреждениях республики, что является недопустимым фактом. Администрациям муниципальных образований республики необходимо усилить контроль за своевременной выплатой заработной платы в учреждениях бюджетной сферы на территории своих муниципальных образований.

В области социального партнерства

- главам Алданского, Аллаиховского, Анабарского, Верхоянского, Момского, Оймяконского районов необходимо создать трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,

- в Аллаиховском, Анабарском, Верхнеколымском, Жиганском, Нерюнгринском, Оленекском, Томпонском, Усть-Майском, Эвено-Бытантайском районах необходимо заключить территориальные соглашения о регулировании социально-трудовых отношений,

- при этом всем муниципальным образованиям обеспечить рассмотрение трехсторонними комиссиями проектов законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов местного самоуправления в области социально-трудовых отношений в соответствии с законодательством;

- также необходимо ваше активное участие в разработке республиканской программы «Улучшение условий и охраны труда» на 2012 – 20146 годы в РС(Я).