Отчет о ходе реализации государственной программы "Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) в 2012 - 2016 годы" за 2013 год

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы" утверждена Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 976.

Ответственным исполнителем программы выступает Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Соисполнителями I типа являются: Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).

Целью государственной программы является обеспечение социальной защиты граждан в Республике Саха (Якутия).

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

социальная поддержка граждан пожилого возраста;

реализация государственной семейной политики;

социальная поддержка семьи и детей, профилактика семейного неблагополучия;

повышение качества жизни малоимущих граждан;

обеспечение социальной защиты отдельных категорий граждан; обеспечение безопасных условий труда;

приведение в соответствие пожарным требованиям объектов социального обслуживания населения.

В 2013 году на реализацию программы в целом предусмотрено 12 554,1 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 2 809,3 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 9 744,8 млн. рублей.

 

Таблица по финансированию программы за 2013 год

 

млн. руб.

Наименование мероприятия

Всего

План (по бюджету - последнее уточнение)

Всего

Кассовое исполнение

(по росписи)

Процент исполнения к плану (%)

ФБ

ГБ

ФБ

ГБ

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан и семейная политика в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2016 годы"

12 554

2 809

9 745

12 346

2 744

9 602

98,3

Раздел "Управление программой"

199

0

199

204

0

204

102,2

Подпрограмма"Забота о гражданах пожилого возраста"

34

0

34

25

0

25

74,9

Подпрограмма"Охрана труда"

51

0

51

37

0

37

72,5

Подпрограмма"Семейная политика"

2 687

828

1 858

2 652

808

1 844

98,7

Подпрограмма"Социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан"

2 081

827

1 255

2 079

827

1 253

99,9

Подпрограмма"Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан"

7 076

1 154

5 922

7 005

1 109

5 896

99,0

Подпрограмма"Обеспечение пожарной безопасности объектов социального обслуживания населения"

426

0

426

343

0

343

80,5

 

Фактическое освоение средств составило 12 345,7 млн. рублей (98,3%), в том числе за счет средств федерального бюджета 2 743,9 млн. рублей (97,6%), государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 9 601,8 млн. рублей (98,6%).

 

5.1. Подпрограмма "Забота о гражданах пожилого возраста"

 

Общий объем финансирования по подпрограмме составил 34,0 млн. рублей за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Фактически освоено 25,3 млн. рублей. (74,9%).

В рамках данной подпрограммы в 2013 году реализован ряд мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества, в том числе:

Для повышения доступности и качества социальных услуг в 20 районах республики созданы мобильные бригады для комплексной социальной помощи жителям отдаленных районов.

В целях повышения качества социальных услуг, предоставляемых на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, развития конкуренции при предоставлении социальных услуг посредством расширения государственно-частного партнерства в социальной службе на территории Республики Саха (Якутия), оптимизации функционирования системы социального обслуживания путем расширения возможностей по привлечению негосударственных организаций к предоставлению государственных услуг, оплачиваемых за счет бюджетных средств, проводятся мероприятия по развитию государственно-частного партнерства в сфере социального обслуживания

В рамках пилотного проекта по передаче профильной функции на государственный заказ 22 социальных работника переведены на должность специалистов по социальной работе, 152 одиноких престарелых переданы на социальное обслуживание представителям негосударственного сектора.

В целях сокращения очередности в учреждениях стационарного и нестационарного социального обслуживания населения принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об организации приемных семей для граждан пожилого возраста в Республике Саха (Якутия)". В 2013 году в 15 улусах (районах) созданы 50 приемных семей для граждан пожилого возраста, с установлением ежемесячного пособия для приемной семьи в 15 тыс. рублей.

Также одним из решений сокращения очередности социального обслуживания было создание государственного учреждения "Специальный дом системы социального обслуживания в г. Якутске" на 72 квартиры, где размещены одинокие престарелые и инвалиды, с организацией на первом этаже социально-бытовых услуг. На сегодня функционируют два 72-квартирных специальных дома.

Для своевременной реабилитации граждан неинвалидной категории населения второй год подряд из республиканского бюджета выделяются средства в объеме 2,0 млн. рублей на протезирование и ортезирование.

В 21 подведомственном учреждении организованы компьютерные классы с доступом в сеть Интернет, оснащенные компьютерной техникой, в которых прошли обучение более 1000 человек.

В 6 районах республики открыты пункты проката технических средств ухода и реабилитации граждан, услугами которых воспользовались более 100 граждан пожилого возраста.

Для активного вовлечения пожилых граждан в общественную жизнь при Комплексном центре социального обслуживания населения в г. Якутске и в 6 улусах (районах) успешно функционируют "Школы третьего возраста и активного долголетия". Школы организованы на общественно-государственном партнерстве.

В Школах третьего возраста проводятся образовательные курсы по компьютерной грамотности, иностранным языкам, организовано более 20 творческих мастерских (вязание, вокал, танцевальная терапия, литературная гостиная, лечебная физкультура и т.д.).

Некоммерческая организация "Школа третьего возраста" в 2013 году провела первый республиканский форум "Активное долголетие", где приняли участие более 700 человек из 23 улусов.

Для повышения профессионального уровня специалистов учреждений социального обслуживания в г. Якутске организован республиканский семинар на тему: "Повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания Республики Саха (Якутия)" с приглашением профессора кафедры труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, д.э.н. Берестовой Л.И. В семинаре приняли участие более 110 руководителей и специалистов отрасли.

В течение 2013 года прошли курсы повышения квалификации и приняли участие в семинарах более 300 руководителей и специалистов социальных учреждений.

По инициативе Саха академического театра им. П.А. Ойунского заключен договор о взаимодействии и представлен годичный абонемент на посещение спектаклей пожилыми гражданами, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания.

В целях повышения эффективности качества работы учреждений и их персонала, эффективности и результативности деятельности социальных работников и специалистов по социальной работе утверждены Типовые должностные инструкции социальных работников отделений социального обслуживания на дому, специалистов по социальной работе.

Для граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на постоянном диализном лечении, предоставлены услуги службы "Социальный транспорт" Комплексного центра социального обслуживания населения г. Якутска. Таким образом, за 2013 год перевезено более 18 тысяч пассажиров.

Организован выездной тематический цикл по гериатрии с участием профессорско-преподавательского состава Северо-Восточного федерального университета, где прошли обучение 36 врачей учреждений социального обслуживания, в том числе 11 врачей прошли первичную специализацию по гериатрии.

 

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документом.

 

5.1. Подпрограмма "Охрана труда"

В рамках данной подпрограммы осуществляется финансирование органов местного самоуправления, необходимое для выполнения ими переданных отдельных государственных полномочий в области охраны труда.

В 2013 году профинансировано 36,9 млн. рублей или 92,7% от плановых значений (51 млн. рублей), направленных на осуществление отдельных переданных государственных полномочий органами местного самоуправления.

По данным отчетов МО за 2013 год зафиксировано 287 несчастных случаев, за 2012 год 392 несчастных случая.

По подпрограмме целевые индикаторы, намеченные на 2013 год в основном достигнуты. Отмечается улучшение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, за 2013 год составил 8,7% с ростом в 2 раза к запланированному значению (4,14%) показателя.

5.2. Подпрограмма "Семейная политика"

Общий объем финансирования по подпрограмме составил 2 687 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 828 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 1 858 млн. рублей. Фактически освоено 2 652 млн. рублей (98,7%), в том числе за счет средств федерального бюджета 808 млн. рублей (97,6%), государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 1 844 млн. рублей (99,5%).

В ходе реализации данного направления в 2013 году 81402 родителя получили ежемесячные пособия на ребенка (на 107845 детей) в общей сумме 797,9 млн. рублей.

Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет выплачены 15171 получателю, единовременные пособия при рождении ребенка - 4548 получателям, не подлежащим обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия).

В республике с 2011 года через управления социальной защиты населения реализуется предоставление республиканского материнского капитала "Семья". В 2013 году выдано 3958 сертификатов республиканского материнского капитала "Семья". Всего воспользовались средствами 3321 семья на 332,0 млн. рублей, из них 2104 семьи (63,35%) направили средства на улучшение жилищных условий, 1034 семьи (31,14%) на приобретение транспортного средства, 157 семей (4,73%) на развитие личного подсобного хозяйства.

1637 молодых семей получили единовременные компенсационные выплаты при рождении первого ребенка на 8,5 млн. рублей. Ежегодные компенсационные выплаты для приобретения школьной формы на общую сумму более 67,5 млн. рублей получили 12205 малообеспеченных многодетных семей, в которых проживают 25715 детей.

Субвенций на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, при плане 58,9 млн. рублей профинансировано 50,8 млн. рублей, из них на единовременное пособие 2,0 млн. рублей на 67 получателей, на ежемесячное пособие 48,8 млн. рублей на 198 получателей.

Правом бесплатного проезда один раз в три года в пределах республики воспользовалась 21 неработающая женщина, награжденная орденом "Мать-героиня".

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 31 января 2008 года 552-З N 1119-III "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству.

За отчетный 2013 год в 8 муниципальных образованиях предоставлялась государственная услуга по установлению попечительства совершеннолетним дееспособным гражданам на общую сумму 797,9 тыс. рублей. (МО "Амгинский улус" - 8,9 тыс. рублей; МО "Вилюйский улус" - 57,4 тыс. рублей; МО "Горный улус" - 89,2 тыс. рублей; МО "Жиганский улус" - 101,6 тыс. рублей; МО "Мирнинский район" - 99,6 тыс. рублей, МО "Нерюнгринский район" - 197,6 тыс. рублей; МО "Хангаласский улус" - 139,7 тыс. рублей; ГО "город Якутск" - 103,5 тыс. рублей).

В целях улучшения качества жизни малоимущих семей с детьми, в которых после 31 декабря 2012 года родился третий ребенок и последующие дети, оказывается социальная помощь на основе социального контракта о взаимных обязательствах в виде ежемесячной или единовременной денежных выплат. Средства могут быть направлены на развитие и ведение личного подсобного хозяйства семьи, на реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, на организацию и осуществление индивидуальной трудовой деятельности и т.д. В 2013 году на эти цели предусмотрены из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 135,1 млн. рублей, заключены социальные контракты о взаимных обязательствах с 1132 семьями.

Многодетным семьям и приемным семьям, воспитывающим 10 и более несовершеннолетних или обучающихся по очной системе в образовательном учреждении до 23 лет детей, выделяются транспортные средства (пассажирские микроавтобусы), их получили в 2013 году 3 семьи.

Для реализации мер, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и предоставлению социальных услуг семьям и несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, для обеспечения их прав и законных интересов в республике действует 31 государственное казенное учреждение социального обслуживания семьи и детей, в том числе 19 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 12 центров социальной помощи семье и детям.

В 2013 году на профилактическом учете в данных учреждениях состояло 4026 семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в которых проживало 8334 несовершеннолетних, что на 22% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Сняты с профилактического учета 1003 семьи, из них 708 (70,5%) снято в связи с завершением реабилитационных мероприятий. Вновь выявлено и поставлено на учет 379 семей, где проживало 854 несовершеннолетних.

На 4% уменьшилось количество семей, находящихся в социально опасном положении (2012 год - 1427 семей, 2013 год - 1370 семей).

Учреждениями социального обслуживания используются различные формы и технологии реабилитационной и профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации: обеспечение детей организованными формами отдыха и оздоровления, выполнения индивидуальных программ реабилитации, внедрение новых форм реабилитационной работы с детьми и родителями по адаптации и интеграции в обществе и т.д.

Службой психологической поддержки семьи по психологическому сопровождению семьи проведена 81 школа-лекторий для 361 родителя, 1077 психологических консультаций для 1368 человек, предоставлено 1159 социально-психологических услуг для 1729 человек.

В рамках информационно-просветительской кампании среди детей и подростков о недопустимости насилия и жестокости в обращении со сверстниками, правилах безопасного поведения, возможности получения помощи в случае насилия и преступных посягательств распространены информационные материалы "Детство без слез и жестокости" и сувенирная продукция по 31 улусу республики через учреждения социального обслуживания семьи и детей, а также все образовательные учреждения г. Якутска получили комплекты плакатов и листовок.

Деятельность семейно-консультационных пунктов направлена на организацию социально-психологической и социально-правовой помощи семьям и детям, активное консультирование на местах и по возможности в поселениях. По итогам года всего поступило 845 обращений.

По данным службы сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, реабилитацию прошел 101 несовершеннолетний, находящийся в конфликте с законом (из них ранее судимых - 8 (8%)). На учете службы состоят 58 несовершеннолетних. Социальных услуг предоставлено 2145, охвачено профилактическим мероприятиями 336 несовершеннолетних и 59 родителей.

В Верхоянском, Булунском, Оленекском и Эвено-Бытантайском улусах реализуются программы для зависимых от алкоголя родителей из числа состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

В 2013 году программой социально-трудовой реабилитации алкогольно-зависимых родителей охвачены 32 женщины-матери.

Специалистами учреждений социального обслуживания семьи и детей проводятся консультации, беседы, направленные на профилактику потребления алкогольной и наркотической продукции. Отслеживается динамика улучшения положения детей, степень взаимодействия родителей и родственников с детьми. Оказывается содействие в восстановлении и формировании социальных связей, семейных отношений, также восстановления трудовых навыков, помощь в трудоустройстве.

Для организации ведомственного контроля и оказания методической помощи учреждениям социального обслуживания семьи и детей специалистами Министерства совместно с методистами информационно-методического отдела ГКУ Республики Саха (Якутия) "Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" организованы выезды в улусы. Всего в 2013 году выездами охвачено 7 учреждений социального обслуживания семьи и детей. По итогам выездов подготовлены справки, руководителям даны рекомендации по организации деятельности учреждений.

В целях выявления лучших учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, использующие наиболее эффективные инновационные подходы к организации социального обслуживания семьи и детей, работающих над расширением перечня предоставляемых социальных услуг, проведен конкурс "Лучшее учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" среди учреждений социального обслуживания семьи и детей. По итогам конкурса лучшими учреждениями признаны ГКУ РС(Я) "Жиганский центр социальной помощи семье и детям" и ГКУ РС(Я) "Нюрбинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Арчы".

Для внедрения и развития социального партнерства, поддержки добровольческих инициатив в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проведен конкурсный отбор по предоставлению субсидий общественным организациям на реализацию проектов, направленных на поддержку детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении. По итогам конкурса субсидии присуждены:

общественной организации "Общественная организация с. Чаппанда Нюрбинского улуса" на реализацию проекта "Семейный центр "Кыымчаан", направленного на укрепление социального статуса, благополучия семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении;

общественной организации ветеранов кинематографии на реализацию проекта "Кинотерапия" - по формированию у подрастающего поколения мотивации к преодолению жизненных трудностей посредством кино;

некоммерческой организации Психолого-педагогический центр "Гармония" на реализацию проекта "Семейная гостиная "Культура дома и семьи" - по содействию успешной социальной адаптации выпускников детских домов через получение необходимых знаний и навыков ведения дома, семейного хозяйства;

общественной организации "Намский улус за трезвый образ жизни" на реализацию проекта "Семейный клуб "Ариадна" - по профилактике разводов путем пропаганды трезвого образа жизни в семьях для гармонизации отношений между родителями.

27 - 28 июня 2013 года в г. Якутске проведена Межрегиональная конференция по вопросам распространения лучшего опыта реализации программ субъектов Российской Федерации, внедрения эффективных технологий и инноваций в сфере оказания услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В работе конференции приняли участие Гордеева М.В., председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представители Министерства экономического развития Российской Федерации, эксперты Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представители Республики Алтай, Амурской, Вологодской, Иркутской, Калужской, Омской, Томской областей, Камчатского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев.

В рамках конференции состоялась презентация лучших практик работы с семьей и детьми в Республике Саха (Якутия). На презентации выступили руководители и специалисты учреждений социального обслуживания семьи и детей Мегино-Кангаласского, Момского, Нюрбинского, Чурапчинского улусов и г. Якутска, представители органов образования, здравоохранения, молодежной политики, службы исполнения наказаний, генеральный директор НО (фонд) "Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутия)".

В рамках программной деятельности Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, продолжена реализация комплексных программ РС(Я) "Семья для ребенка" на 2012 - 2015 годы. Финансирование Фонда в 2013 году составило 8 282,3 тыс. рублей, в том числе:

для внедрения технологии "Реабилитационный досуг" все учреждения социального обслуживания семьи и детей обеспечены туристическим оборудованием и инвентарем;

для организации "Школы приемных родителей" для замещающих семей оплачены услуги специалистов. За отчетный период охвачено 176 кандидатов в замещающие семьи;

в целях внедрения новых технологий для эффективной диагностики, коррекции поведения и развития познавательных и личностных процессов у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для 9 детских домов и школ-интернатов Республики Саха (Якутия) приобретены диагностические методики;

приобретено специализированное оборудование по холодной ковке металла, столярная мастерская и Кабинет парикмахера для учебных и производственных классов (кабинетов) и мастерских 3 детских домов республики;

5 учреждений социального обслуживания семьи и детей обеспечено реабилитационным оборудованием БОС;

5 учреждений социального обслуживания семьи и детей обеспечены автотранспортом в целях создания выездных служб мобильной социальной помощи семье и детям для развития передвижной формы раннего выявления, сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении;

создана социальная квартира для женщин и детей, оказавшихся в кризисной ситуации, на базе ГКУ Республики Саха (Якутия) "Оймяконский центр социальной помощи".

Для повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей проведено 4 курса повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей:

"Профилактика жестокого обращения с ребенком, технология раннего выявления нарушения прав и законных интересов детей, принятия мер по их защите, оказанию профилактической реабилитационной помощи семье и детям" с приглашением лекторов Национального фонда защиты детей от жестокого обращения. Охват 27 специалистов;

"Повышение эффективности учреждений по работе с семьей и детьми" с приглашением лекторов Новосибирского государственного технического университета. Охват 25 специалистов;

"Комплексное социально-психологическое сопровождение на основе технологии функционального биоуправления с биологически обратной связью (БОС)" с приглашением лекторов НПФ "Амалтея". Охват 31 специалист;

"Повышение эффективности и оценка качества услуг по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми" с приглашением лектора Новосибирского государственного технического университета. Охват 25 специалистов.

В 2013 году денежные вознаграждения лицам, награжденным знаком "Уйэ саас", получили 2 человека.

В целом по подпрограмме целевые индикаторы, намеченные на 2013 год, достигнуты все с положительным результатом.

5.3. Подпрограмма "Социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан"

Общий объем финансирования по подпрограмме составил 2 081,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 827,0 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 1 255,0 млн. рублей. Фактически освоено 2 079,2 млн. рублей (99,97%), в том числе за счет средств федерального бюджета 826,6 млн. рублей (100%), государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 1 252,6 млн. рублей (99,9%).

Материальное обеспечение 29480 неработающих пенсионеров республики доведено до уровня прожиточного минимума. В рамках Федерального закона "О государственной социальной помощи" в республике с 2010 года оказывается социальная поддержка малоимущим пенсионерам, получающим пенсию ниже республиканской величины прожиточного минимума пенсионера, путем назначения региональной социальной доплаты к пенсии. Средний размер доплаты составил в отчетном году более 4 тысяч рублей в месяц. Профинансировано на выплату региональной социальной доплаты к пенсии за отчетный период 1 102,1 млн. рублей, в том числе за счет государственного бюджета 275,5 млн. рублей.

На данные цели, на региональную социальную доплату к пенсии, профинансировано за отчетный период 1 102,1 млн. рублей, в том числе за счет государственного бюджета 275,5 млн. рублей.

Согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.10.2013 N 361 "Об утверждении Положения об оказании единовременной адресной материальной помощи отдельным категориям граждан на подключение жилых домов к централизованным источникам теплоснабжения" в 23 улуса республики, в том числе 8 арктических улусов, в 2013 году направлено 50,0 млн. рублей для 600 семей.

Численность граждан, получивших адресную материальную помощь в связи с трудной жизненной ситуацией, составила 12576 человек, из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделено 126,8 млн. рублей.

В 2013 году впервые предусмотрены средства на оказание адресной материальной помощи отдельным категориям граждан на подключение жилых домов к электроотоплению для нуждающихся МР "Нюрбинский" и "Сунтарский улус" на сумму 16,2 млн. рублей, за отчетный период профинансировано 16,2 млн. рублей, помощь оказана 329 семьям.

По итогам отчетного периода государственной социальной помощью на основе социального контракта воспользовалась 801 семья, что почти в 5 раз больше, чем за аналогичный период прошлого года (167 семей - 2012 год). Из государственного бюджета профинансировано 92,1 млн. рублей.

824 малоимущие семьи получили единовременную материальную помощь на газификацию жилых домов в общей сумме 80,5 млн. рублей.

В целях повышения уровня и качества жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, оказания содействия в реализации их трудового потенциала и постепенного перехода на самообеспечение в 2013 году продолжена практика оказания государственной поддержки на основе социального контракта с учетом взаимных обязательств сторон. В соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2013 г. N 17 "Об утверждении Положения об условиях, размерах и порядке назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основе социального контракта в Республике Саха (Якутия)". В 2013 году общий объем финансирования составил 92,1 млн. рублей. В 35 муниципальных районах заключен 801 контракт, из них в сельской местности - 753. Средний размер единовременной помощи составил - 114 996,4 рублей в год. Социальная помощь выделяется на ведение личного подсобного хозяйства (закуп домашнего скота, птицы; строительство хозяйственных построек - хотонов, теплиц; овощеводство, сельхозтехники, оборудования для ловли рыбы, дичи и др.) Гражданами открыты цеха по пошиву меховых изделий, национальных костюмов, сувенирные и кондитерские цеха, фотостудии, автомастерские, пилорамы, мини-пекарни, кафе, парикмахерские, столярные цеха, кузнечное дело и др.

По итогам 2013 года при годовом плане  - 1000 малоимущих семей получили единовременную материальную помощь на газификацию жилых домов 824 семьи. Низкое исполнение связано с непроведением газовой магистрали в Вилюйской группе улусов, и неосвоением средств в Кобяйском, Намском улусах.

5.4. Подпрограмма "Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан"

Общий объем финансирования по подпрограмме составил 7 076,0 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 1 154,0 млн. рублей, государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 5 922,0 млн. рублей. Фактически освоено 7 005,2 млн. рублей (98,7%), в том числе за счет средств федерального бюджета 1 109,1 млн. рублей (95,8%), государственного бюджета Республики Саха (Якутия) 5 896,1 млн. рублей (99,3%).

По состоянию на 01.01.2014 ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре выплачена 64347 получателям. Профинансировано 1 080,9 млн. рублей, что составило 95,7% от общего плана.

Численность лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор РФ" за 2013 год, составила 1304 человека.

В 2013 году субвенция на государственные единовременные пособия и ежемесячные денежные компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений профинансирована на сумму 138,0 тыс. рублей. Кассовый расход на 01.01.2014 составляет 117,46 тыс. рублей, из них на единовременные пособия 20,0 тыс. рублей (2 получателя), на ежемесячные - 97,46 тыс. рублей (7 получателей).

Также в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан" осуществляются ежемесячные денежные выплаты ветеранам тыла, жертвам политических репрессий, ежемесячные денежные выплаты на оплату коммунальных услуг ветеранам тыла, жертвам политических репрессий, отдельным категориям ветеранов Великой Отечественной войны, персональным пенсионерам, абсолютно слепым. Кроме того, в рамках реализации подпрограммы оказываются меры государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан: ремонт жилья участникам ВОВ и ветеранам тыла, инвалидам, получившим гемодиализ и доплаты к пенсии абсолютно слепым.

Порядка 8000 ветеранов тыла получили ежемесячную денежную выплату на оплату жилья и коммунальных услуг в размере с июля 2013 года 2111 рублей;

ветеранам тыла предусмотрено бесплатное санаторно-курортное лечение один раз в два года. Смогли поправить свое здоровье, воспользовавшись санаторно-курортным лечением, 304 ветерана тыла.

Продолжено предоставление проезда на общественном пассажирском автомобильном транспорте, воспользовались едиными социальными проездными билетами 21236 льготников на сумму 308,6 млн. рублей, из них федеральных льготников 4933 человека, региональных льготников 16303 человека. За год возмещено автотранспортным предприятиям на 308 629,78 тыс. рублей.

В 2013 году за эмиссию пластиковых карт исполнение бюджетных средств составило 100%.

В рамках реализации мероприятия "Проведение мероприятий по энергосбережению на объектах социального обслуживания населения" в 2013 году выделено 4 557,4 млн. рублей, в том числе:

для проведения энергетической паспортизации учреждений выделено 3 617,4 млн. рублей;

для проведения энергосберегающих мероприятий выделено 940,0 млн. рублей.

В настоящее время всего заключено 78 договоров, разработан 71 энергетический паспорт, остальные находятся на стадии оформления. Проведены энергосберегающие мероприятия по утеплению зданий и промывке систем отопления.

Для повышения статуса социального работника в 2013 году проведен республиканский этап конкурса специалистов учреждений социального обслуживания, работы победителей направлены на всероссийский конкурс "Лучший работник учреждения социального обслуживания" в г. Москва.

Единовременное пособие в размере 4600 рублей на погребение умершего участника Великой Отечественной войны выплачено около 40 родственникам участников Великой Отечественной войны.

В рамках подпрограммы предусмотрены средства на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. В 2013 году план составлял 39,5 млн. рублей, в том числе за счет государственного бюджета 25,9 млн. рублей, исполнение 100%.

5.5. Подпрограмма "Обеспечение пожарной безопасности объектов социального обслуживания населения"

По состоянию на 01.01.2014 удельный вес зданий, соответствующих требованиям пожарной безопасности, от общего числа зданий составляет 80,5%.

В рамках реализации Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) в 2013 году продолжено строительство следующих объектов:

реконструкция здания МОУ "Национальная гимназия" для размещения Олекминского реабилитационного центра для инвалидов и детей-инвалидов в п. Нефтебаза Олекминского улуса (Заказчик: Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия));

Амгинский реабилитационный центр инвалидов и детей инвалидов в с. Бетюнцы.

12 зданий оснащены противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения.

Обучены 122 работника учреждений по специальным программам пожарной безопасности и эвакуации людей в Якутском отделении Всероссийского добровольного пожарного общества.

Общие выводы по государственной программе:

В целом по программе целевые индикаторы эффективности, намеченные на 2013 год, в основном достигнуты.

 

5.2. Таблица по выполнению основных целевых индикаторов

и показателей государственной программы за 2013 год

 

 

Наименование программы / подпрограммы / индикатора

Единица измерения

2013

%

исполнения

План

Факт

1.

Стратегическое направление "Забота о гражданах пожилого возраста"

 

 

Целевой показатель - удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан

%

90

90

100

 

Модернизация и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных и социально ориентированных услуг

 

1.1.

Показатель - удельный вес учреждений, охваченных новыми социально-реабилитационными технологиями, в том числе обеспеченные автотранспортом

%

57,8

57,8

100

 

Организация новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества

 

1.2.

Показатель - количество мобильных бригад

шт.

16

20

125

1.3.

Показатель - количество приемных семей

шт.

34

50

147

 

Принятие мер по улучшению медицинского обслуживания, поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера

 

1.4.

Показатель - количество пунктов проката современных технических средств и предметов ухода за пожилыми людьми

шт.

6

6

100

 

Содействие процессу социальной адаптации и приобщения пожилых людей к новым информационным технологиям, частичной занятости, облегченному труду, культуре и спорту с привлечением учреждений социальной сферы, организаций и предприятий

 

1.5.

Показатель - численность пожилых граждан, обучившихся компьютерной грамоте

чел.

500

943

188,6

 

Подготовка и повышение квалификации, профессионального мастерства социальных работников, специалистов сферы социального обслуживания, принятие мер материального стимулирования социальных работников, укрепление кадрами учреждений социального обслуживания

 

1.6.

Показатель - удельный вес социальных работников и специалистов учреждений социального обслуживания, повысивших профессиональную квалификацию

%

5

8,5

170

 

Обеспечение научно-методического и информационного сопровождения подпрограммы

 

2.

Стратегическое направление "Семейная политика"

 

 

Целевой показатель - число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей

семей

5 207

4 026

77,3 снижение показателя - положительный результат

 

Целевой показатель - число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей

детей

9 893

8 334

84,2 снижение показателя - положительный результат

 

Социальная поддержка материнства и детства

 

2.1.

Показатель - число детей, родившихся 3-ми и последующими

детей

3 560

4 779

134,2

 

Профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей

 

2.2.

Показатель - количество семей, находящихся в социально опасном положении, поставленных на учет в органах социальной защиты населения

семей

1 792

1 370

76,5 снижение показателя - положительный результат

2.3.

Показатель - количество предоставленных социальных услуг учреждениями социального обслуживания семьи и детей

шт.

399 263

971 222

243,2

2.4.

Показатель - охват населения государственными услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей

человек

95 062

138 148

145,3

2.5.

Показатель - число специалистов, прошедших курсы повышения квалификации

чел.

171

222

129,8

2.6.

Показатель - количество изданной печатной продукции

шт.

13

13

100

3.

Стратегическое направление "Социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан"

 

 

Целевой показатель - доля граждан, получивших адресную материальную помощь, от общего числа обратившихся и имеющих право на получение мер поддержки

%

100

100

100

 

Повышение уровня и качества жизни неработающих пенсионеров

 

3.1.

Показатель - среднегодовая численность неработающих пенсионеров, материальное обеспечение которых доведено до прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия)

тыс. чел.

27

29,5

109,3

 

Повышение платежеспособности населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги

 

3.2.

Показатель - доля семей, получающих субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, от общего количества семей

%

12

10,5

87,5 отрицательный результат. Положительным считается повышение значения

 

Поддержка малоимущих семей, попавших в трудные жизненные ситуации

 

3.3.

Показатель - численность граждан, получивших адресную материальную помощь в связи с трудной жизненной ситуацией

семей

8 500

12 230

143,9 отрицательный результат. Положительным считается снижение значения

3.4.

Показатель - количество семей, которым оказана адресная материальная помощь на основе социального контракта с целью повышения качества жизни отдельно взятой семьи

семей

270

797

295,2

 

Газификация индивидуальных жилых домов малоимущих и отдельных категорий граждан

 

3.5.

Показатель - численность малоимущих и отдельных категорий населения, получивших единовременную материальную помощь на газификацию жилых домов

семей

1000

824

82,4 отрицательный результат. Положительным считается снижение значения

4.

Стратегическое направление "Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан"

 

 

Целевой показатель - отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан

руб.

0

0

-

 

Осуществление денежных выплат

 

4.1.

Показатель - отсутствие просроченной кредиторской задолженности по выплате регулярных денежных выплат

руб.

0

0

-

 

Предоставление натуральных льгот

 

4.2.

Показатель - количество ветеранов тыла, воспользовавшихся санаторно - курортным лечением

человек

279

304

109

4.3.

Показатель - количество ветеранов труда, воспользовавшихся санаторно - курортным лечением

человек

696

665

95,5

 

Предоставление проезда на общественном пассажирском автомобильном транспорте

 

4.4.

Показатель - количество льготников, воспользовавшихся едиными социальными проездными билетами

чел.

21 262

21 261

100

 

Социальное обслуживание населения

 

4.5.

Показатель - выполняемость плановых показателей койко-мест в стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания в год

%

100

100

100

4.6.

Показатель - доля трудоустроенных инвалидов по полученному образованию и поступивших в высшие учебные заведения от общего числа выпускников

%

60

60

100

4.7.

Показатель - удельный вес учреждений, выполнивших мероприятия по энергосбережению

%

10,4

10,4

100

 

Возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению, выплата пособий на погребение, сооружение надгробия

 

4.8.

Показатель - отсутствие просроченной кредиторской задолженности по погребению умерших и сооружению надгробия

руб.

0

0

-

5.

Стратегическое направление "Охрана труда"

 

 

Целевой показатель - удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда

%

37,2

37,2

100

 

Повышение качества условий труда на рабочих местах

 

5.1.

Показатель - численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом

в расчете на 1 тыс. работающих

0,14

0,14

100

 

Снижение риска профессиональных заболеваний

 

5.2.

Показатель - численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием

в расчете на 10 тыс. работающих

4,2

5,1

121,4 отрицательный результат. Положительным считается снижение значения

 

Осуществление контроля за условиями и состоянием охраны труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, фактическими условиями труда работников и правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда

 

5.3.

Показатель - удельный вес работников, занятых на рабочих местах и аттестованных по условиям труда

%

4,14

8,7

210,1

6.

Стратегическое направление "Обеспечение пожарной безопасности объектов социального обслуживания населения"

 

 

Целевой показатель - удельный вес зданий, соответствующих требованиям пожарной безопасности, от общего числа зданий

%

86,1

77,8

90,4 отрицательный результат. Положительным считается повышение значения

 

Приведение объектов социального обслуживания населения в соответствии с требованиями пожарной безопасности

 

6.1.

Показатель - количество зданий, которые за отчетный период оснащены противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения

ед.

15

15

100

 

Мониторинг технического состояния зданий

 

6.2.

Показатель - количество зданий, охваченных мониторингом

ед.

0

0

-

 

Подготовка и повышение квалификации кадров по пожарной безопасности

 

6.3.

Показатель - количество специалистов, прошедших подготовку и профессиональную переподготовку по пожарной безопасности

ед.

50

110

220

 

По итогам проведенной оценки эффективности за 2013 год программа является эффективной (получено 92,68 балла).

Общие рекомендации и предложения:

дополнение отдельных индикаторов в соответствии с индикаторами, утвержденными распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2013 г. N 411-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы";

дополнить мероприятием "Развитие кадрового потенциала учреждений социального обслуживания Республики Саха (Якутия)";

расширить подпрограмму "Забота о гражданах пожилого возраста" мероприятием "Активное долголетие".