Постановление коллегии Минтруда от 30.09.2009 г №44

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

 

от 30 сентября 2009г.                                                                № 44

 

О системе управления охраной труда

 

 

В целях реализации статьи 6 Закона Республики Саха (Якутия) «Об охране труда (новая редакция)», Коллегия постановляет:

  1. Утвердить Положение о Системе управления охраной труда Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (приложение).

  2. Заместителю министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Чахову И.К. организовать внедрение Системы управления охраной труда в отрасли.

  3. Контроль исполнения данного постановления оставляю  за собой.

 

Заместитель председателя Коллегии,

    первый заместитель министра   

А.Н. Дружинин

 

 

Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

от 30 сентября 2009 года № 44

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О  СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА  

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

Система управления охраной труда  Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее – Система)  являетсячастью общей системы управления министерства, обеспечивающая управление рисками в области охраны  труда, связанная с деятельностью министерства и подведомственных организаций и состоит из двух подсистем: управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления).

Субъект управления - Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и администрации подведомственных социальных учреждений;

Объект управления – работа в области охраны труда в аппарате министерства и подведомственных социальных учреждениях.

 

I. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение о   системе управления охраной труда  Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) (далее - Положение) разработано в целях реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда в сфере социального обеспечения населения.

1.2.  Положение определяет задачи, организационную структуру, совокупность субъектов и объектов управления охраной труда, принципы их функционирования.

1.3. Положение основывается на Конституциях Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Трудовом кодексе Российской Федерации",  Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Законе Республики Саха (Якутия) "Об охране труда (новая редакция)», других законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

1.4. Положение распространяется на деятельность субъектов управления в области охраны труда с равной степенью ответственности за действия или бездействия, в рамках действующего законодательства.

 

II. Задачи  Системы

 

Основными задачами Системы являются:

  • жизнеобеспечение и сохранение здоровья работников в процессе  трудовой деятельности, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

  • создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательных и иных нормативных актов по охране труда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

  • распределение функций по обеспечению охраны труда в организациях между руководителями, специалистами и службами, которые по роду своей деятельности обязаны заниматься вопросами охраны труда;

  • формирование безопасных условий труда непосредственно на объектах управления.

 

III. Принципы функционирования  Системы 

 

Система  основывается на следующих принципах:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работающих;

  • гарантии прав работников на охрану труда;

  • целенаправленная деятельность всей системы управления охраной труда по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

  • сотрудничество (социальное партнерство) всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда;

  • наличие  служб охраны труда (специалистов по охране труда);

  • планирование мероприятий по охране труда и их обязательное финансирование;

  • наличие финансово-экономического механизма стимулирования работодателей и работников по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда;

  • исполнение требований охраны труда работодателями и работниками, ответственность за их нарушение.

 

IV. Организационная структура Системы 

 

Организационная структура Системы включает в себя два уровня управления охраной труда.

4.1. Первый уровень:Отраслевой. Управление охраной труда в отрасли осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

4.1.1 Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия):

  • реализует государственную политику в области охраны труда в сфере социального обеспечения Республики Саха (Якутия), совершенствует методы  управления охраной труда;

  • разрабатывает  мероприятия по улучшению условий и охраны труда, осуществляет координацию работ по их реализации;

  • осуществляет внутриведомственный государственный контроль за соблюдением законодательства о труде, в том числе требований нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях;

  • организует сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда в целом по отрасли;

  • способствует внедрению  в подведомственных организациях новых разработок, улучшающих условия и охрану труда;

  • разрабатывает и утверждает отраслевые нормативно-правовые акты по охране труда;

  • изучает и распространяет передовой опыт работы по охране труда;

  • содействует обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • оказывает методическую и практическую помощь организациям в области охраны труда.

  • стимулирует руководителей подведомственных учреждений, целенаправленно улучшающих условия и охрану труда.

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) взаимодействует:

  • с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и подведомственными ему организациями, с отраслевыми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления улусов (районов) Республики Саха (Якутия), органами государственного надзора и контроля, объединениями работодателей, профессиональными союзами, организациями республики по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

  • с Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) и Министерством финансов Республики Саха (Якутия) по финансированию отраслевой целевой  программы по улучшению условий и охраны труда;

  • с Трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Республики Саха (Якутия) по разработке мероприятий трехстороннего соглашения по вопросам улучшения условий и охраны труда  работников и контроля за их реализацией;

  • с Органами государственного надзора и контроля по вопросам осуществления согласованной политики по разработке  нормативных правовых актов, а также целевой отраслевой программы по улучшению условий и охраны труда;

  • с Государственной инспекцией труда в Республике Саха (Якутия) по вопросам контроля  соблюдения в подведомственных организациях  законодательства о труде и охране труда и реализацией мероприятий по охране труда в коллективных договорах и соглашениях;

  • с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Саха (Якутия) по вопросам контроля  соблюдения действующих санитарных правил, норм, гигиенических нормативов в подведомственных организациях;

  • с Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) по вопросам   частичного финансирования предупредительных мер, направленных на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обмена информациями по вопросам охраны труда;

  • с Федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) по осуществлению общественного контроля за охраной труда.

4.1.2. Министр:

  • обеспечивает условия для функционирования  Системы;

  • определяет текущие задачи Системы в целом.

4.1.3. Заместитель министра, курирующий подведомственные социальные учреждения:

  • организует реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в отрасли;

  • обеспечивает взаимодействие между структурами Системы.

4.1.4. Структурные подразделения министерства, курирующие подведомственные социальные учреждения (отдел комплексной реабилитации инвалидов, отдел организации социального обслуживания, отдел по социальной поддержке семей с детьми):

  • организуют работу подведомственных организаций по улучшению условий и охраны труда;

  • организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда в подведомственных учреждениях;

  • оказывают помощь подведомственным организациям по разработке мероприятий улучшения условий и охраны труда работников;

  • организуют защиту сводной годовой заявки необходимых финансовых и материальных средств на улучшение условий труда и на обеспечение сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами работников подведомственных организаций;

  • организуют проведение общеотраслевых мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда (месячник по охране труда, конкурсы, смотры  и др.).

4.1.5. Финансово-экономическое управление:

  • принимает сводную годовую заявку необходимых финансовых средств на улучшение условий труда и на обеспечение сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами работников подведомственных организаций;

  • предусматривает в бюджете министерства  финансовые средства на мероприятия по улучшению условий и охраны труда;

  • доводит до подведомственных организаций размеры финансовых средств, предусмотренных на мероприятия по охране труда;

  • осуществляет контроль за  использованием финансовых средств, выделенных на улучшение условий и охраны труда.

4.1.6. Отдел материально-технического обеспечения:

  • обеспечивает централизованное снабжение министерства и подведомственных организаций материальными средствами, направляемыми на улучшение условий труда и сертифицированными специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствам.

4.1.7. Отдел охраны труда и государственной экспертизы условий труда:

  • выступает в качестве методического центра внедрения системы управления охраной труда в целом по отрасли;

  • разрабатывает проекты отраслевых нормативных правовых актов по охране труда;

  • организует проведение внутриведомственного государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, в том числе требований нормативных правовых актов в области охраны труда в подведомственных организациях;

  • организует оказание методической помощи структурным подразделениям министерства по организации работы по охране труда в подведомственных социальных учреждениях;

  • содействует в организации аттестации рабочих мест по условиям труда в  аппарате министерства и подведомственных социальных учреждениях.

 

4.1.8. ГУ «Институт социальных проблем труда» содействует  проведению в аппарате министерства и подведомственных организациях аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда.

4.1.9. Управления социальной защиты:

  • осуществляют контроль за состоянием условий и охраны труда и за проведением общеотраслевых мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда (месячник по охране труда, конкурсы, смотры  и др.) в социальных учреждениях, находящихся на территории муниципального образования.

4.2. Второй уровень: Уровень организаций. Управление охраной труда в подведомственных социальных учреждениях осуществляют работодатели.

4.2.1. Обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателей.

В связи с этим работодатель должен продемонстрировать свои руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.

4.2.2. Основными элементами управления охраной труда в соответствии с ГОСТ 12.0.230-2007 «МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ» являются -  политика, организация, планирование и применение, оценка и действия по совершенствованию.

4.2.3. Работодатель должен распределять обязанности, ответственность и полномочия должностных лиц и работников по разработке, применению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда в организации.

4.2.4. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением  работодатель создает службу  охраны труда  или вводит должность специалиста по охране труда в соответствии с трудовым законодательством.

4.2.5. Служба охраны труда организации:

  • разрабатывает  программы по улучшению условий и охраны труда;

  • разрабатывает планы проведения проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно - технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

  • оказывает помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных  факторов, в оценке травмобезопасности оборудования, приспособлений;

  • организует методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

  • организует расследования несчастных случаев на производстве;

  • организует совещания по охране труда;

  • участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения;

  • ведет пропаганду по вопросам охраны труда;

  • составляет (при участии руководителей подразделений) перечни профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

  • обеспечивает подразделения локальными нормативными правовыми актами организации;

  • разрабатывает предложения по поощрению работников организации, выполняющих требования охраны труда;

  • составляет отчетности по условиям и охране труда;

  • проводит учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

  • осуществляет контроль за выполнением нормативных, законодательных  и локальных актов работниками организации;

  • согласовывает разрабатываемую в организации   документацию в части требований охраны труда;

  • участвует в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

  • участвует в разработке и пересмотре инструкций по охране труда;

Для выполнения своих функций работники службы охраны труда должны быть наделены следующими основными полномочиями:

  • иметь право беспрепятственно в любое время суток посещать и осматривать все помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

  • предъявлять руководителям подразделений и другим должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;

  • требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, нарушающих  требования охраны труда;

  • направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда;

  • запрашивать и получать от  подразделений необходимую информацию, по вопросам охраны труда, требовать и получать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

  • представительствовать по поручению работодателя в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

4.2.6. Профсоюзный комитет организации:

  • принимает участие в решении задач Системы;

  • готовит предложения по улучшению работы Системы;

  • осуществляет общественный контроль за соблюдением законодательства о труде, законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;

  • участвует в работе комитетов (комиссий) по охране труда,  в проведении общественного контроля за состоянием охраны труда, за выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором и соглашением;

  • участвует в разработке нормативных документов, регламентирующих вопросы охраны труда;

  • участвует в расследовании несчастных случаев и аварий на производстве, анализе обстоятельств и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

  • участвует в работе комиссий по приемке в эксплуатацию вновь построенных или реконструированных зданий и сооружений.

4.2.7. В каждой организации с численностью работников более 10 человек создается комитет (комиссия) по охране труда, который является составной частью системы управления охраной труда в организации.

Комитет формируется на паритетной основе из представителей работодателя, профсоюза или иных уполномоченных работниками представительных органов.

На Комитет возлагаются следующие функции:

  • разработка программы совместных действий работодателя и представителей работников по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;

  • анализ состояния охраны труда и подготовка предложений по их улучшению;

  • подготовка раздела «Охрана труда» в коллективном договоре;

  • информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;

  • оказание содействия работодателю в организации обучения работников по охране труда и т.д.

 

 V. Принципы и формы взаимоотношения субъектов Системы

 

Взаимоотношение  субъектов Системы строятся на принципах непосредственного управления, координации, методического руководства и сотрудничества.

Главным принципом взаимодействия субъектов Системы является признание их самостоятельности и ответственности в решении вопросов их компетенции.

 

VI. Рассмотрение (анализ)  функционирования системы управления охраной труда.

 

6.1. Ежегодно проводится анализ  функционирования системы управления охраной труда с целью обеспечения ее результативности,  а также обеспечения реализации принятой политики в области охраны труда.

6.2. Процесс анализа системы должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволяет  вынести объективную оценку системы.

6.3. Результаты анализа системы используются для проведения необходимых изменений в политике, целях и задачах  управления охраной труда, учитывая данные внутренних аудитов системы управления охраной труда, изменений внешних обстоятельств и требований последовательного совершенствования системы.

Для оценки состояния охраны труда и в целях разработки конкретных мер по ее улучшению в организации и отрасли в целом используются следующие целевые показатели:

 

  1. Количество погибших в результате несчастных  случаев на производстве со смертельным исходом (человек).    

  2. Количество застрахованных, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (человек).

  3. Удельный вес работников, занятых в условиях,  не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам  (%).

  4. Удельный вес женщин, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (%).

  5. Доля подведомственных учреждений с  неудовлетворительными условиями труда (%).