Информация об основных показателях в области социальной защиты в Республике Саха (Якутия) за 2016 год

Деятельность Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) направлена на решение основных задач в сфере труда и социальной защиты, включая вопросы оплаты труда, уровня жизни и доходов населения, социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан и семей с детьми, социального партнерства, условий и охраны труда.

В 2016 году министерству переданы полномочия в области содействия занятости населения, демографической и семейной политики, опеки и попечительства.

Министерство являлось координатором и ответственным исполнителем двух государственных программ: «Социальная поддержка  граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы» и «Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2012 – 2019 годы», реализация которых  в течение 4-х последних лет признана эффективной.

В 2016 году общий объем финансирования по линии Минтруда составил 17,5 млрд рублей, из них из государственного бюджета республики 13,5 млрд рублей, из федерального бюджета – 3,9 млрд рублей, из средств Пенсионного фонда РФ - 2,2 млн. рублей, Резервного фонда Президента РФ - 9,9 млн. рублей.

В 2017 году общий объем финансирования Министерства составит 15,9 млрд.рублей, из них из государственного бюджета республики 13,9 млрд рублей, из федерального бюджета – 2,0 млрд рублей.

Деятельность в области оплаты труда и формирование доходов населения

В сложившихся условиях 2016 года отмечается снижение индикаторов уровня жизни населения: темпы роста номинальных денежных доходов на душу населения в республике (105,2%) были ниже роста потребительских цен (107,8%), что отразилось на снижении реальных располагаемых денежных доходов населения на 2,6%. При этом по Российской Федерации за январь-ноябрь 2016 года снижение показателя составило 5,8%.

В 2016 году среди 9 регионов ДФО республика занимала 1 место по реальным располагаемым доходам населения.

В республике среднемесячная номинальная начисленная заработная плата  за январь-ноябрь 2016 года составила 55 545 руб. с ростом 5,6 % к 2015 году. Реальная начисленная заработная плата составила 98,8 %.

Среди регионов Дальневосточного федерального округа Республика Саха (Якутия) занимала 5 место по величине средней заработной платы.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по республике за 3 квартал 2016 года составила 16 087 руб., для трудоспособного – 16 986 руб., пенсионера – 12 902 руб., детей – 16 618 руб.

По величине прожиточного минимума в среднем на душу населения среди 9 регионов ДФО республика занимала 4 место (после Камчатского края, Чукотского АО и Магаданской области), по уровню среднедушевых денежных доходов населения – 5 место (после Чукотского АО, Сахалинской области, Магаданской области и Камчатского края).

В 2016 году продолжилась реализация «Дорожных карт» отраслей социальной сферы. Плановые показатели по целевым категориям, по рекомендациям Правительства РФ, выполнены – уровень заработной платы обеспечен не ниже достигнутого в 2015 году. По педагогическим работникам дополнительного образования целевой индикатор выполнен в пределах допустимого 5% отклонения.

С 01 июля 2016 года согласно принятому Республиканскому (региональному) соглашению минимальная заработная плата соответствует уровню прожиточного минимума трудоспособного населения за 1 квартал 2016 года - 16 824 рубля в месяц. Ее размер увеличен  на 9,3% по сравнению с ранее действовавшей величиной (с 1.07.2015 - 15 390 рублей). Региональная минимальная зарплата превысила федеральный МРОТ в 2,2 раза (в РФ -7500 руб.)

Задолженность по выплате заработной платы по всем видам экономической деятельности на 01 января 2017 года составила 51,7 млн руб. перед 509 работниками. Пиковое значение показателя наблюдалось в июне 2016 года - 118,1 млн. руб., к концу года показатель снизился в 2,3 раза.

В общем объеме просроченной задолженности предприятий по заработной плате на предприятия строительства приходится 45,6%; обрабатывающие производства – 15,8%; транспорта – 15%; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 4,3%; государственное управление и обеспечение военной безопасности: социальное страхование – 1,9%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 17,3%.

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей с детьми

Социальную поддержку по республиканскому регистру получили 117,2 тыс.человек, в том числе ветераны труда – 110,6 тыс.человек, ветераны тыла – 5,5 тыс.человек, жертвы политических репрессий – 1,1 тыс.человек. По федеральному регистру (участники и инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) участников ВОВ и военнослужащих, инвалиды I-III группы, дети-инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации и др.) численность получателей составила – 53,7 тыс.человек.

В 2016 году все социальные выплаты по публичным обязательствам произведены в полном объеме. С 1 января 2016 года социальные пособия и выплаты, финансируемые за счет средств государственного бюджета республики, проиндексированы на 5,8%, с 1 июля 2016 года ежемесячные денежные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан проиндексированы на 6,5%.

Особое внимание уделяется по социальной поддержке малоимущей категории населения. Для поддержания в 2016 году общего денежного дохода неработающих пенсионеров не ниже прожиточного минимума, региональная социальная доплата к пенсии направлена 36,1 тыс. пенсионерам. Средний размер региональной социальной доплаты к пенсии на одного получателя составил 5 513,87 руб. в месяц.

Адресную материальную помощь получили 7347 малоимущих семей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Одной из наиболее востребованных мер социальной поддержки населения  является оказание единовременной адресной материальной помощи на подключение жилых домов к источникам теплоснабжения, в прошедшем году 1394 семьи получили данную компенсацию.

Приоритетным направлением государственной семейной политики является социальная поддержка семей с детьми, предусматривающая комплекс мероприятий, в том числе предоставление пособий, различных видов мер социальной поддержки семей с детьми. При установлении мер социальной поддержки соблюдается принцип адресности и нуждаемости.

В республике продолжается реализация в республике Республиканского материнского капитала «Семья» при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей. В 2016 году выдано многодетным семьям 3460 сертификатов, произведено 4 712 выплат.

Предоставлены социальные выплаты на приобретение или строительство жилого помещения  71 семье с пятью и более детьми, нуждающейся в жилых помещениях на общую сумму 150,0 млн. руб.

В 2016 году государственная социальная помощь на основе социального контракта оказана 1 145 малоимущим семьям, из них поддержку получили 493 многодетные семьи. В рамках программы устойчивого развития села 85% средств, предусмотренных на оказание социальной помощи одиноко проживающим гражданам и малоимущим семьям, направлено на поддержку проживающим в сельской местности.

В 2016 году, в целях поддержки семей с детьми в условиях сложной экономической ситуации в соответствии Указом Главы Республики Саха (Якутия) «О дополнительных мерах поддержки семей с детьми в Республике Саха (Якутия)», многодетным семьям предоставлено право получить единовременную выплату в размере 15 тыс. руб. на повседневные нужды семьи из средств республиканского материнского капитала «Семья». Единовременную выплату получили 835 семей на сумму 11 млн  руб.

Многодетным семьям, имеющим 10 и более несовершеннолетних детей, состоящим на учете в органах местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с 2017 года будут предоставляться социальные выплаты на приобретение жилья на строительство индивидуального жилого дома или по договору о долевом участии в строительстве жилья.

В 2016 году впервые были применены критерии нуждаемости с учетом материального и имущественного положения семьи при предоставлении дополнительной государственной социальной помощи малоимущим семьям с детьми в Республике Саха (Якутия) в виде единовременного социального пособия. Помощь была направлена нуждающимся малоимущим семьям с детьми с крайне низким уровнем дохода. Выплата осуществлена 5 424 семьям на 13 253 ребенка на общую сумму 214,7 млн. руб.

В целях организации персонифицированного учета граждан, семей с детьми, особо нуждающихся в социальной поддержке реализован пилотный проект в двух наслегах республики – Чернышевский наслег Вилюйского улуса и Партизанский наслег Намского улуса. Итоги пилотного проекта показывают, что основными причинами нахождения граждан в тяжелой жизненной ситуации являются отсутствие работы, низкий уровень доходов домохозяйств, нахождение семьи/членов семьи в социально опасном положении Результаты пилотного проекта будут использованы для выработки комплексных подходов по усилению адресности мер социальной поддержки. В 2017 году данный проект будет распространен на территории всей республики.

Социальная поддержка инвалидов, мероприятия по созданию доступной среды

Ведется планомерная работа по социальной поддержке инвалидов, созданию доступной среды. Численность инвалидов в республике на 01 января 2017 года составляет 57 730 человек, в том числе детей-инвалидов – 6 053 человек.

Мероприятиями по формированию доступности приоритетных объектов в период с 2012-2016 годы охвачены 253 объекта, в том числе в отчетном периоде – 24 объекта. С 1 июля 2016 года в соответствии федеральным законодательством вновь вводимые в эксплуатацию объекты обеспечиваются условиями для беспрепятственного доступа инвалидов в полном объеме.

Общий объем затрат на реализацию мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов объектов и услуг в 2016 году составил 101,2 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 49,0 млн руб.

Семи муниципальным районам и городским округам на эти цели предоставлены субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в общей сумме 9,2 млн.руб.

В 2016 году в целях формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов принят Межведомственный комплексный план, предусматривающий проведение до 2020 года комплекса мероприятий.

 Социальное обслуживание населения, опека и попечительство

Впервые, по итогам 2016 года,  ликвидирована очередность в интернаты общего типа. Очередность в психоневрологические интернаты сокращена до 157 человек.

Продолжена работа по внедрению и применению альтернативных форм оказания социальных услуг.

Организовано 97 приемных семей, в которых осуществляется уход за 98 гражданами пожилого возраста. В 2017 планируется создать дополнительно 50 семей.

Действуют  22 социальные мобильные бригады, оказывающие социально-медицинские услуги для граждан, проживающих в труднодоступных отдаленных населенных пунктах.

Для вовлечения пожилых граждан в общественную жизнь открыты 11 Школ третьего возраста и активного долголетия, в которых приняли участие  3451 граждан пожилого возраста. В данных школах проводятся мероприятия реабилитационного и оздоровительного характера, направленные на поддержание жизненной активности пожилых людей.

В 2016 году проведена независимая оценка качества оказания услуг социальных учреждений в 2016 году в 40 учреждениях социального обслуживания. Оценка проводилась некоммерческой общественной организацией «Семья для ребенка». Результаты исследования показали положительную удовлетворенность респондентами качеством получаемых услуг, предоставленными социальными учреждениями Республики Саха (Якутия). Средняя оценка составляет 4,4 баллов из 5. В результате проведенных социологических исследований выработаны рекомендации и предложения по повышению качества социальных услуг.

В настоящее время поставлена задача активного вовлечения негосударственного сектора в предоставление социальных услуг.

В 2016 году в Реестре поставщиков социальных услуг республики состоит 123 поставщика социальных услуг, в том числе 100 государственных учреждений социального обслуживания и 23 негосударственных организаций.  В целях расширения участия негосударственных учреждений предусмотрен механизм возмещения затрат по предоставлению социальных услуг.

Приоритетной формой жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейная форма устройства, как наиболее отвечающая потребностям ребенка и создающая оптимальные условия для его воспитания и развития.

В течение трех лет отмечается положительная динамика снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в медицинских, образовательных организациях, оказывающих социальные услуги (в 2014 г. – 845 чел., 2015 г. -  789 чел., 2016 г.– 659 чел.)

В 33 районах республики действуют Школы приемных родителей, где организовано обучение желающих принять ребенка в семью.

Наблюдается устойчивая положительная динамика по количеству приемных семей, на сегодня действуют 227 таких семей, где воспитываются 570 детей.  Количество семей возросло в сравнении с 2010 годом в 2,5 раза, приемных детей, переданных в семьи – в 2,4 раза.  

        Основные  задачи на 2017 год:

1. Реализация мер по снижению уровня бедности малоимущих категорий населения через усиление адресности и формирование совместно с муниципальными образованиями реестра граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке в республике.

2. Усиление взаимодействия с органами местного самоуправления по социальной поддержке малоимущей категории населения по передаче функций муниципальным образованиям на уровне поселений в части оказания адресной материальной помощи малоимущим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации по основанию «на приобретение продуктов питания и одежды», оказания государственной помощи на основе социального контракта, по определению граждан, нуждающихся в социальной поддержке и сопровождению семей, заключивших социальные контракты.

3. Выработка новых подходов к оплате труда, направленных на увеличение размера постоянной (окладной) части заработной платы, и координация работы по погашению просроченной задолженности по заработной плате и платежам во внебюджетные фонды.

4. Повышение качества и результативности социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.

5. Развитие в республике системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

6. Повышение уровня доступности объектов и услуг для  инвалидов и других маломобильных групп населения.

7. Привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению и развитие стационарзамещающих технологий в сфере социального обслуживания.

8. Обеспечение всесторонней поддержки и содействие активному долголетию граждан пожилого возраста.