Указ Президента РС(Я) о Государственной программе Республики Саха (Якутии) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы" (в редакции от 28.09.2015 №684)

Документ предоставлен КонсультантПлюс
 

 

12 октября 2011 года

N 976

 

 

УКАЗ

 

ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РС(Я)

от 02.10.2012 N 1650, от 25.03.2013 N 1953, от 31.12.2013 N 2445,

Указов Главы РС(Я)

от 20.08.2014 N 2830, от 31.03.2015 N 387, от 28.09.2015 N 684)

 

В целях перехода на программно-целевое планирование расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы".

(в ред. Указа Президента РС(Я) от 31.12.2013 N 2445, Указов Главы РС(Я) от 20.08.2014 N 2830, от 28.09.2015 N 684)

2. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Власова А.В.

3. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

 

Президент

Республики Саха (Якутия)

Е.БОРИСОВ

г. Якутск

12 октября 2011 года

N 976

 

 

 

 

 

 

Утверждена

Указом Президента

Республики Саха (Якутия)

от 12 октября 2011 г. N 976

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН

В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2012 - 2019 ГОДЫ"

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Главы РС(Я)

от 31.03.2015 N 387, от 28.09.2015 N 684)

 

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

 

Базовый вариант

Интенсивный вариант

1.

Наименование Программы

Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2019 годы"

(в ред. Указа Главы РС(Я) от 28.09.2015 N 684)

2.

Статус Программы

Государственная программа

3.

Основание для разработки Программы

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 г. N 808 "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Саха (Якутия)";

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2011 г. N 636 "О порядке разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия)"

4.

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

5.

Соисполнители Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

Министерство

здравоохранения

Республики Саха (Якутия);

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия);

Министерство образования Республики Саха (Якутия);

Министерство

профессионального

образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство

архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);

Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия);

Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия);

органы местного самоуправления

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

Министерство

здравоохранения

Республики Саха (Якутия);

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия);

Министерство

образования Республики Саха (Якутия);

Министерство

профессионального

образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия);

Министерство

транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия);

Министерство

архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия);

Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);

Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия);

Территориальный орган Федеральной службы государственной

статистики по Республике Саха (Якутия);

Министерство внутренних дел по Республике Саха (Якутия);

органы местного самоуправления

6.

Цель и задачи Программы

Цель: обеспечение социальной защиты граждан в Республике Саха (Якутия).

Задачи:

социальная поддержка граждан пожилого возраста;

социальная поддержка семьи и детей, профилактика семейного неблагополучия;

повышение качества жизни малоимущих граждан;

обеспечение социальной защиты отдельных категорий граждан;

обеспечение безопасных условий труда;

приведение в соответствие пожарным требованиям объектов социального обслуживания населения;

обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Саха (Якутия)

(в ред. Указа Главы РС(Я) от 28.09.2015 N 684)

7.

Целевые индикаторы Программы

Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги учреждений социального обслуживания, от общего числа обратившихся граждан.

Доля граждан, получивших адресную материальную помощь, от общего числа обратившихся и имеющих право на получение мер поддержки.

Число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

Число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей.

Отсутствие просроченной кредиторской задолженности по оказанию адресной материальной помощи малоимущим гражданам.

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Удельный вес зданий, соответствующих требованиям пожарной безопасности, от общего числа зданий социального обслуживания населения.

Доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов

8.

Сроки реализации

(этапы) Программы

2012 - 2019 годы

(в ред. Указа Главы РС(Я) от 28.09.2015 N 684)

9.

Наименование подпрограмм (стратегических направлений) Программы

Забота о гражданах пожилого возраста.

Семейная политика.

Социальная поддержка и повышение качества жизни малоимущих граждан.

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Охрана труда.

Обеспечение пожарной безопасности объектов социального обслуживания населения.

Доступная среда

10.

Предельный объем средств на реализацию Программы с разбивкой по годам (тыс. рублей)

Общий объем 95 603 740,6, в том числе на:

2012 год - 11 004 612,8;

2013 год - 12 564 260,0;

2014 год - 13 382 347,4;

2015 год - 13 374 911,0

2016 год - 12 808 816,7;

2017 год - 12 554 961,8

2018 год - 9 956 915,5;

2019 год - 9 956 915,5

Общий объем 114 652 764,6, в том числе на:

2012 год - 11 352 040,5;

2013 год - 13 898 127,2;

2014 год - 14 584 257,7;

2015 год - 15 814 988,3;

2016 год - 16 381 408,8;

2017 год - 15 958 956,5

2018 год - 13 331 492,8;

2019 год - 13 331 492,8

(п. 10 в ред. Указа Главы РС(Я) от 28.09.2015 N 684)

 

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ

 

Основные направления развития системы социальной защиты населения сосредоточены на создании условий для ослабления негативных тенденций в жизнедеятельности различных категорий населения, в первую очередь, граждан пожилого возраста, семей с детьми, инвалидов. Важным условием остается усиление адресности оказываемой поддержки и сохранение социальной стабильности в обществе.

С 2005 года система социальной защиты граждан приведена в соответствие принципу разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, льготы натуральной формы заменены денежными выплатами. Федеральные полномочия переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию переданных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются из федерального бюджета в виде субвенций. Одновременно органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Меры социальной поддержки, социальная помощь в Республике Саха (Якутия) предоставляются в виде денежных выплат, набора социальных услуг, социального обслуживания. Денежные выплаты предоставляются в соответствии с принципом социальной справедливости. Меры социальной поддержки установлены в твердом размере по категориям независимо от места проживания и фактического пользования услугой.

Динамика численности получателей мер социальной поддержки по Республике Саха (Якутия) приведена в следующей таблице:

 

Численность получателей мер социальной поддержки

по Республике Саха (Якутия)

 

в тыс. чел.

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Динамика, 2009/2008

Динамика, 2010/2009

Динамика, 2011/2010

Динамика, 2012/2011

Динамика, 2013/2012

Динамика, 2014/2013

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Численность региональной категории льготников

96,3

98,6

101,4

101,8

108,1

110,1

110,1

+ 2,3

+ 2,8

+ 0,4

+ 6,3

+ 2,0

0,0

Численность федеральной категории льготников

54,2

50,5

51,3

52,1

53,2

53,8

54,2

- 3,7

+ 0,8

+ 0,8

+ 1,1

+ 0,6

+ 0,4

Численность получателей мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг по нормативным правовым актам Республики Саха (Якутия)

2,2

1,8

1,6

1,5

1,3

1,3

1,2

- 0,4

- 0,2

- 0,1

- 0,2

0,0

- 0,1

Численность детей - получателей ежемесячных пособий

126,4

103,6

122,5

127,3

110,8

107,8

97,0

- 22,8

+ 18,9

+ 4,8

- 16,5

- 3,0

- 10,8

Численность получателей социальных пособий и дополнительных социальных выплат

64,5

58,8

52,5

49,2

43,9

41,4

38,3

- 5,7

- 6,3

- 3,3

- 5,3

- 2,5

- 3,1

 

С 1 января 2009 года в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 г. 627-З N 149-IV "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2008 г. N 583 "О предоставлении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, состоящим в федеральном регистре, в Республике Саха (Якутия)" осуществлен перевод натуральных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в ежемесячные денежные выплаты.

По состоянию на 1 января 2014 года денежные выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг получили 163,5 тыс. человек. Динамика роста объема расходов в связи с переводом натуральных льгот на оплату жилья и коммунальных услуг на денежные выплаты представлена в следующей диаграмме:

 

Динамика роста объема расходов на предоставление мер

социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг

 

Диаграмма не приводится.

 

Отдельные категории граждан: абсолютно слепые, граждане пожилого возраста, семьи с детьми - нуждаются в особом внимании со стороны общества и государства. Поскольку такие категории традиционно относятся к уязвимым слоям населения, для них важным ресурсом благосостояния, поддержки социального статуса и положения является поддержка со стороны государства. Для данных категорий населения предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки: доплаты к пенсии, социальные пособия и компенсационные выплаты.

В Республике Саха (Якутия) проводится системная работа по повышению уровня жизни населения.

В настоящее время 10,9% населения республики, совокупный доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, предоставляется государственная социальная помощь в соответствии с республиканским законодательством. С 1 января 2009 года установлены дополнительные меры государственной поддержки семьям, имеющим детей, при рождении третьего ребенка, молодой семье при рождении первого ребенка и на ребенка из многодетной семьи. В 2011 году принят Закон Республики Саха (Якутия) "О республиканском материнском капитале "Семья".

В целях повышения уровня доходов неработающих пенсионеров с материальным обеспечением ниже величины прожиточного минимума с 1 января 2010 года предусмотрен новый вид государственной социальной помощи - региональная социальная доплата к пенсии. Численность получателей на 1 января 2014 года составила 29,4 тыс. чел., объем израсходованных средств за 2013 год составил 1 102,1 млн. рублей.

С 2010 года на федеральном уровне проводится эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта. Республика Саха (Якутия) проводит данную работу в числе 17 регионов, участвующих в эксперименте.

Общепризнанная в мире модель жилищного рынка основывается на формуле: жилье каждого человека соответствует его доходам, причем касается не только покупки, но и содержания жилья. Однако по тем или иным причинам не всегда человек способен своим трудом в полной мере содержать себя и свою семью. По статистическим данным численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по Республике Саха (Якутия) в 2008 году составляла 178,5 тыс. человек, в 2009 году - 185,1 тыс. человек, в 2010 году - 185,5 тыс. человек, в 2011 году - 178,2 тыс. человек, в 2012 году - 159,5 тыс. человек, в 2013 году - 159,7 тыс. человек. Для повышения благосостояния граждан Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) проводят социально-экономическую политику, нацеленную на повышение уровня жизни населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан.

Одним из видов государственной социальной поддержки граждан, установленных на федеральном уровне в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, является предоставление субсидий гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг.

 

Сравнительный анализ предоставления субсидий

гражданам на оплату ЖКУ

 

Показатели

Ед. изм.

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Номинальные среднедушевые денежные доходы в Республике Саха (Якутия)

Рублей в месяц

18 741

21 279

22 807

25 617

28 701

31 528

Число частных домашних хозяйств в Республике Саха (Якутия)

Тыс. единиц

306,2

305,7

305,7

330,6

330,6

330,6

Количество семей в Республике Саха (Якутия), получающих адресные субсидии на оплату ЖКУ

Тыс. единиц

47

52

45

39

37

35

Охват семей в Республике Саха (Якутия) адресными субсидиями на оплату ЖКУ

%

15,5

17,0

14,7

11,8

11,0

10,5

Сумма начисленных адресных субсидий населению

млн. рублей

482,3

696,6

699,2

629,0

657,5

656,8

Средний размер субсидии на 1 семью в месяц

Рублей

848

1 115

1 301

1 343

1 503

1 580

 

Субсидии в соответствии с действующим законодательством предоставляются гражданам, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле этих расходов в совокупном доходе семьи. В Республике Саха (Якутия) эта доля составляет 15%, тогда как в Республике Татарстан - 12%, в городе Москве - 10%.

В Послании Президента Республики Саха (Якутия) Правительству Республики Саха (Якутия) поручено перевести коммунальную сферу на полную окупаемость в течение пяти лет. Переход на полную окупаемость и ликвидация субсидирования напрямую поставщиков коммунальных услуг предполагает опережающий рост платежей граждан. Поэтому актуальность вопроса социальной поддержки населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги возрастет. Кроме того, правами на получение адресных субсидий обладают жители, проживающие в частных индивидуальных домах, доля которых в последние годы увеличилась. Соответственно, возрос объем предоставляемых субсидий на твердое топливо (уголь, дрова). В настоящее время охват данной категории населения оценивается как неполный.

Процесс старения населения в целом по России, в том числе в Республике Саха (Якутия), сопровождается увеличением доли пожилых людей в общей численности населения. По состоянию на 1 января 2010 года каждый пятый житель России (30,7 млн. чел.) находится в возрасте старше трудоспособного.

В предстоящем десятилетии ожидается, что рост численности населения старше трудоспособного возраста и его доли в общей численности населения продолжится, причем опережающими темпами будет расти численность лиц в возрасте 80 лет и старше.

Численность населения Республики Саха (Якутия) на 1 января 2014 года составила 954,8 тыс. человек. Численность населения в возрасте 50 лет и старше на 1 января 2014 года составила 239,1 тыс. человек:

 

Динамика роста числа пожилых людей (пенсионного возраста)

в Республике Саха (Якутия)

 

(на начало года, тыс. человек)

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего пожилых людей (пенсионного возраста), человек

196,7

204,2

201,7

217,7

222,9

229,1

234,4

239,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

50 - 59 лет

118,9

123,4

127,4

130,2

131,8

133,9

134,7

134,5

60 - 64 лет

21,1

24,2

28,3

33,3

36,7

39,3

41,8

44,4

65 - 69 лет

23,8

21,9

18,7

16,5

15,7

16,8

19,3

22,4

70 лет и более

32,9

34,6

36,2

37,8

38,7

39,1

38,6

37,7

 

При такой объективной ситуации необходимо усиление государственной социальной политики в сфере социальной поддержки, социального обслуживания и реабилитации людей пожилого возраста, создания им необходимых условий для адаптации в обществе, обеспечения уровня безопасности жизни и здоровья пожилых людей. При этом забота о здоровье пожилых людей является приоритетной составляющей социальной политики. Создавшаяся проблема требует совершенствования всей системы социального обслуживания, социальных и медицинских услуг.

Необходимость принятия неотложных мер в отношении пожилых людей озвучена в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в 2010 году, в соответствии с которым даны поручения о принятии целевых программ в субъектах Федерации.

Учреждениями социального обслуживания различные виды социальных услуг ежегодно представляются более 100 тысячам человек, главным образом, пожилым и инвалидам. Наиболее востребованной социальной услугой является надомное обслуживание граждан. Социально-бытовые услуги на дому получают около 5 тысяч человек (в среднем по республике 2,16 процентов от общего числа пенсионеров), медицинские и специализированные социальные услуги - более 80 одиноких престарелых граждан. В настоящее время сохраняется очередность на надомное социальное обслуживание, которая в 2013 составляла - 546 человек, по итогам полугодия 2014 года составляла 311 человек.

В республике функционируют 108 государственных учреждений социального обслуживания населения, в том числе 69 казенных учреждений - управления социальной защиты населения и труда, центр социальных выплат, центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, детский дом-интернат для умственно-отсталых детей, специальное учреждение по депортации, 37 бюджетных учреждений - дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические дома-интернаты, реабилитационные центры для ветеранов и инвалидов, техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, "Победа", специальный дом системы социального обслуживания, центры социально-бытового обслуживания, комплексные центры социального обслуживания населения, 2 автономных учреждения - дома-интернаты для престарелых и инвалидов.

Действующая сеть учреждений социального обслуживания не закрывает существующей потребности и не соответствует федеральным нормативам обеспеченности населения учреждениями социального обслуживания, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р. По домам-интернатам для престарелых и инвалидов, психоневрологическим и специальным домам-интернатам обеспеченность населения против нормативного количества коек составляет 81,2%, по местам в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей - 36%.

 

Обеспеченность населения стационарными учреждениями

социального обслуживания

 

Тип учреждения

Численность населения, тысяч человек

Действующая сеть на 01.01.2014

Федеральные нормативы

Отклонение от федеральных

нормативов

по кол-ву коек

Кол-во учреждений

Кол-во коек

Норматив

Кол-во коек по нормативу

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов

699,1

16

1252

30 коек на 10 000 населения

2 097

- 845

Психоневрологические интернаты, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов

699,1

5

1076

30 коек на 10 000 населения

2097

- 1021

Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

255,6

1

180

20 коек на 10 000 детей

511

- 331

 

 

В 2010 году введен в эксплуатацию первый 72-квартирный социальный дом в г. Якутске для инвалидов и одиноких пожилых людей, открыты межулусные дома-интернаты для престарелых и инвалидов в п. Депутатский Усть-Янского улуса, п. Артык Оймяконского улуса, п. Ленинский Алданского района.

Завершена реконструкция Намского дома-интерната для престарелых и инвалидов, Мегино-Кангаласского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и Кобяйского центра социальной помощи семье и детям.

В 2013 году введено в эксплуатацию здание государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Комплексный центр социального обслуживания населения г. Якутска".

В 2014 году для выполнения мероприятий по обеспечению комплексной безопасности подведомственных учреждений социального обслуживания населения и на укрепление материально-технической базы учреждений было направлено 340,71 млн. руб.

Так, по Инвестиционной программе Республики Саха (Якутия) на 2014 год в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 г. N 483 в целом было предусмотрено 218,39 млн. руб., по итогам которого введены в эксплуатацию следующие объекты социального обслуживания населения: Дом-интернат для престарелых и инвалидов в г. Нюрбе, Амгинский реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов в с. Бетюнь Амгинского улуса, Комплексный центр социального обслуживания населения в г. Якутске и приобретено здание для размещения ГКУ РС(Я) "Алданский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних".

Продолжено строительство Спального корпуса на 100 мест Олекминского психоневрологического дома-интерната (I очередь) в г. Олекминске Олекминского района и реконструкция здания МОУ "Национальная гимназия" для размещения ГБУ РС(Я) "Олекминский реабилитационный центр для инвалидов и детей-инвалидов" в п. Нефтебаза Олекминского района.

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2014 г. N 2826 "О социально-экономическом развитии города Якутска - столицы Республики Саха (Якутия) на период 2015 - 2019 годы" начато строительство объекта "Республиканский детский реабилитационный центр в г. Якутске на 100 койко-мест и 150 мест дневного посещения", а также начато строительство 2-й очереди реабилитационного центра ветеранов Великой Отечественной войны и локальных боевых действий в г. Якутске, который приурочен к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В современных условиях необходима модернизация сети социальных учреждений путем переориентации, внедрения новых технологий в социальном обслуживании пожилых людей, например, через создание института приемной семьи для пожилых, строительство специальных домов для людей пожилого возраста и инв